Газеты
Краеведение

Из истории рода Павла Воиновича Нащокина и его потомков

27 января 2015
Из истории рода Павла Воиновича Нащокина и его потомков

О том, что наш край имеет непосредственное отношение к фамилии Нащокиных, пустошанам хорошо известно из ранее опубликованной в газете «Вперед» 29 июля 1989 г.  статьи Т. Пузыни «Из истории Березянского края» и одноименного железнодорожного полустанка Нащокино. Но кто конкретно из рода Нащокиных проживал в наших краях – в ней сказано не было.

Проведя исследование и изучив целый ряд архивных документов, мне удалось установить их имена. Но, даже проработав большой объем документов, бывает трудно связать определенных лиц с нашим краем. И тут на помощь приходят воспоминания старожилов края. Так было и в этом случае. Рассказ Лидии Васильевны Егерь дополнил и связал воедино все разрозненные сведения.

О роде Павла Воиновича Нащокина, ближайшего друга А.С. Пушкина, написано довольно много. Но то, что представители этого большого и знаменитого семейства отмечены и в наших живописных местах – открывается только сейчас.

Павел Воинович Нащокин (08.12.1801 – 06.11.1854) (на снимке) – личность довольно неоднозначная. Современники, мемуаристы, а порой, и пушкинисты часто видели в нем лишь человека беспутного, расточителя своего состояния, и не всегда отдавали должное другим сторонам его «талантливой, широкой натуры и превосходному сердцу», которые, как пишет П.И. Бартенев, «рано полюбились» Пушкину.  Павел Воинович Нащокин – человек большого и оригинального ума, разнообразных дарований, с тонким литературным и художественным вкусом. Меценат, помогавший многим музыкантам, художникам, писателям; одаренный рассказчик, но в то же время … кутила и транжир, промотавший к концу жизни свое состояние. О нащекинской кукольной прихоти, равной по стоимости настоящему поместью, знала сама царица. Говорят, она даже приезжала полюбоваться столь необычным произведением искусства. Нащокин заслужил дружбу и привязанность выдающихся деятелей культуры: Гоголя, Белинского, Баратынского, Вяземского, К. Брюллова, Щепкина и многих других.  Павел Воинович один из самых близких к Пушкину людей, особенно в последние годы жизни.

До недавнего времени, единственной статьей, посвященной Нащокиным в наших краях,  была статья краеведа, преподавателя истории Идрицкой школы Вавилова Иллариона Васильевича. Но это машинописный текст, хранящийся в музейной комнате при  Центре досуга Красной волости (д. Сутоки).  Был ли он где-либо опубликован – неизвестно.

Род Нащокиных весьма старинный, он существовал более 600 лет. Первый известный их них был родом из Италии, как предполагают исследователи, все же русского происхождения, и выехал к великому князю тверскому Александру Михайловичу, в крещении получил имя Дмитрий, с призванием Красный.

Его сын Дмитрий Дмитриевич имел чин боярина и получил прозвище Нащока по причине раны, полученной им на щеке в 1327 г. в сражении тверитян с ханским послом Шевкалом. Боярин великого князя тверского Александра Михайловича, он переехал из Твери в Москву служить великому князю Симеону Гордому. Представители рода Нащокиных в основном занимались дипломатической деятельностью или состояли на военной службе, некоторые из них были довольно близки к царскому двору.

Нащокины имеют свой герб. Мы видим в родословной Павла Воиновича – Федора Филипповича; его брат, Андрей Филиппович Орда, родоначальник Ординых – к ветви которого принадлежал известный дипломат Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, канцлер Московского государства, имение которого находилось на юге Псковщины  в Опочецком уезде. 

Дед Павла Воиновича, Василий Александрович Нащокин (1707 – 1760), имел чин генерала, служил при дворе. Его детей крестили император Петр III, императрица Елизавета Петровна. Василий Александрович оставил после себя «Исторические записки» о жизни двора, нравах и быте дворянства XVIII века. Эти записки от руки под диктовку Павла Воиновича Нащокина переписывал Пушкин. Он восклицал, что ничего интереснее ему не приходилось читать.

Отец Павла, Воин (Доримедонт) Васильевич (31.07.1742 г. – 20.08. 1804), имел чин генерал-поручика. Умер в чине генерал-лейтенанта. Павел Воинович писал:  «Отец мой… принадлежит к замечательнейшим лицам Екатерининского века. Он был малого роста, сильного сложения, горд и вспыльчив до крайности. <...> Григорий Потемкин, который его хорошо знал, характеризуя Воина Васильевича, говорил о его гордости и заносчивости. «Колоритный генерал Нащокин с его борзыми, шутами и карликами явно сродни Кирилле Петровичу Троекурову из «Дубровского», – писал Эйдельман. Прославился Воин Васильевич главным образом тем, что залепил пощечину Суворову. Окружающих он откровенно презирал и был, пожалуй, полной противоположностью своей жене, Клеопатре Петровне (1767–20.08.1828), талантливой и мудрой женщине, знающей многие языки. 

Сам Павел Воинович – потомок боярина Дмитрия Нащоки  в 14-м колене, родился 8 декабря 1801 года. Он унаследовал от матери доброту, а от отца – непредсказуемость. Обучался в Благородном пансионе при Царскосельском лицее, где учился в то время брат Пушкина, Левушка.  Александр Сергеевич встретился с Павлом, и они подружились.

Павел Воинович в 17 лет начал службу. С  марта 1819 – подпрапорщик лейб-гвардии Измайловского полка, затем был переведён юнкером в Кавалергардский полк, затем – корнет Лейб-Кирасирского Её Императорского Величества полка; с 13 марта 1823 года – поручик. Но служба его тяготила и с ноября 1823 года – в отставке «по домашним обстоятельствам».

Драгоценные подробности жизни Пушкина сохранены в воспоминаниях жены Нащокина – Веры Александровны: «В нашей семье он положительно был родной. Я как сейчас помню те счастливые часы, которые мы проводили втроем в бесконечных беседах, сидя вечером у меня в комнате на турецком диване, поджавши под себя ноги. Я помещалась обыкновенно посредине, по обеим сторонам – муж и Пушкин в своем красном архалуке с зелеными клеточками. Я помню частые возгласы поэта: «Как я рад, что я у вас! Я здесь в своей родной семье».

«Да, такого друга, как Пушкин, у нас никогда не было, да таких людей и нет! – вспоминала много лет спустя В.А. Нащокина.  – Для нас с мужем приезд поэта был величайшим праздником и торжеством. В нашей семье он был положительно родной». Нащокин был крёстным отцом первого сына Пушкина – Александра; был приглашён в крёстные и ко второму сыну, но Павел Воинович был болен и отказался от поездки из Москвы в Петербург.

В 1843 году «отставной поручик» П.В. Нащокин был внесён с детьми – Александром, Натальей, Екатериной и Софией – в IV часть дворянской родословной книги Московской губернии (роды иностранного происхождения), а затем (в 1850 году) и в VI часть (древнее дворянство).

Умер Павел Воинович в Москве 6 ноября 1854 года на 53-м году жизни. Он не был стар, но некрепкое здоровье все более и более сдавало. Бессонные ночи за карточным столом, несомненно, подрывали его много лет подряд. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Тамара Яковлева, 

главный библиограф 

районной библиотеки

(Продолжение следует)

Мы идём по городу
13 июня 2019
Пятого июня в парке с детьми из лагеря отдыха и оздоровления, организованного при центре образования, прошла игровая программа посвящённая правилам дорожного движения «Мы идём по городу». Светлана Мандарева
Новости с планёрки
26 апреля 2019
В администрации района
Она прожила счастливую жизнь
13 июня 2019
Надежда Ивановна рано познала, что такое тяжелый труд. Научилась всему и землю пахать, и хлеб жать, и коров доить. Работа дояркой стала для нее основной профессией на долгие годы.
Родину любить - Родине служить!
11 апреля 2019
Служба в армии
О капитальном ремонте крыши
26 апреля 2019
В администрации района
Поход к боевым высотам
11 апреля 2019
К 75-летию освобождения района