Газеты
Краеведение

Из истории рода Павла Воиновича Нащокина и его потомков

29 января 2015
Из истории рода Павла Воиновича Нащокина и его потомков

(Продолжение. Начало в № 7)

Жена, Нащокина Вера Александровна, осталась 43-летней вдовой. Она была добрая, чуткая женщина, с большой стойкостью переносившая раннее вдовство и всевозможные материальные лишения. Вера Александровна прожила долгую жизнь (1811-1900) и на протяжении своей большой жизни с горячей любовью рассказывала о великом поэте и о большой их семейной дружбе к Пушкину.  Она скончалась 16 ноября 1900 г. на 90-м году жизни, похоронена на Ваганьковском кладбище в семейной ограде.

Версию о том, что при возвращении из южной ссылки Пушкин (1824 г.) останавливался в имении Нащокиных (Старицы Себежского уезда Витебской губернии), высказывают белорусские исследователи. Подтверждая это, они ссылаются на то, что именно там Павел Воинович рассказал Пушкину историю, которая впоследствии легла в основу идеи романа «Дубровский». Но как можно выяснить из статьи 

И. Степунина «Прототип Пушкинского Дубровского», основанной на документальном материале – события, описанные Пушкиным, могли происходить лишь в 1831-1832 годах.

Южная и Михайловская ссылки  на целых шесть лет разлучили поэ­та с Нащокиным. Долгое время не было оснований не соглашаться с П.И. Бартеневым, считавшим, что «с отъездом Пушкина на юг прекратились их отношения». Не было действительно никаких указаний на то, что друзья в  1820-1826  годах переписывались. Однако в 1929 году Н.О. Лернер опубликовал отысканный им в журнале «Северное обозрение» отрывок из письма Пушкина к Нащокину из Бессарабии, которое он относит к 1821 году. Таким образом, возможно, где-то хранилось не одно, а несколько кишиневских писем Пушкина к Нащокину. Однако вопрос об этих письмах до сих пор остается неясным.

Заезжал ли Пушкин в 1824 г. в имение Старицы – точно не установлено. Документов, подтверждающих это, пока не обнаружено. Но в селе Старицы Себежского района существует народное предание о том, что Пушкин действительно гостил у Павла Нащокина в имении и в знак памяти поэт вырезал на молодом дубке свой автограф. До Великой Отечественной войны местные жители называли это могучее дерево «дубом Пушкина». В период оккупации все деревья в парке были спилены и этот дуб также.

Самое первое упоминание рода Нащокиных на юге Псковщины содержится в «Сборнике министерства юстиции». Т.5. «Псков и его пригороды», включающая Подлинную писцовую книгу № 355. Это древнейшее из известных нам описание Псковской области, охватывающее как хозяйство городов, так и землевладение помещичье и церковное. 

Из него мы узнаем о владениях Ордин-Нащокиных. Они владеют землями в г. Пскове и Псковских засадах. В частности, в Рожницкой губе Рожницкой засады, в Губе Верхомоской, Славковской, в Островском уезде. Что касается Опочецкого уезда, то эти владения Нащокиных наиболее обширны и принадлежат Воину Гавриловичу Нащокину, деду Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина. Кроме нескольких местечек в самой Опочке, у Нащокиных есть владения в уезде в 4-х губах: Никольской, Спасской, Черницкой, Егорьевской.

Впервые в Себежском уезде упоминается отец Павла, Воин Васильевич, в 1786 г., как владелец части озера Свибло (тогда Витебской губернии). 

В более позднем документе за 1808 год говорится о том, что поручик и кавалер Воин Васильевич Нащокин состоял по Себежскому повету помещиком, и за ним числилось «всемилостивевше пожалованных по третьей 1795 года ревизии крестьян Уклеинского вой­товства 709 душ» мужского пола. В этом же документе указывается, что после смерти Воина Васильевича по духовному завещанию имением владеет его жена Клеопатра Нащокина.

Основным имением в данный период является д. Старицы Себежского уезда. Затем до 1860 года этим имением владела младшая сестра Павла Войновича, Анна. После её смерти (8 февраля 1860 года) имение перешло к её племянникам, детям Павла Воиновича: поручику Александру Павловичу, младшему сыну Андрею и жене штабс-капитана Клеопатре Васильевне Колюбякиной (урожденной Нащокиной). 

В документе говорится о том, что имение Старицы состоит в Киселевской волости Старицкого сельского общества из 10 селений и 232 душ крестьян: 1. Михеево (39 душ), 2. Леонтьевец (Дарственный заем) (18), 3. Дворище (31), 4. Лешково (18), 5. Сутоки (21), 6. Зимари (10), 7. Дюбово (7), 8. Грицково (32), 9. Сысоево (27), 10. Павлово (29). 

Потомок рода Вера Андреевна Нащокина-Зызина с горечью написала в августе 1967 года: «Имение, которое Павел Воинович оставил двум своим сыновьям, старший сын целиком присвоил себе». Каким образом Александру Павловичу удалось это сделать, никто в семье не знал, но мать Вера Александровна в какой-то момент навсегда прервала отношения со своим сыном. В тяжелой судьбе матери он никакого участия не принимал. С семьей своего внука, Алексея Александровича Нащокина, Вера Александровна была в хороших отношениях. Около 1893 г. она продолжительное время гостила в принадлежавшем матери Елене Алексеевне Нащокиной имении Могильно (15 верст от Стариц).

Александр Павлович (02.02.1839 – 1906) поступил в привилегированное и дорогое училище правоведения, в которое удалось определить его отцу Павлу Воиновичу. Но через год отец умер, и Александр Павлович вынужден поступить на военную службу. Выйдя в отставку, постоянно проживал в имении Старицы Себежского уезда. Памятные книжки Витебской губернии сообщают о нем следующие сведения: «А.П. Нащокин, православный, отставной поручик, участковый мировой судья по Невельскому уезду (1885 г.), в должности с авг. 1873 г., имеет медаль в память войны 1853-1856 гг., владелец имения Старицы с 829-ю дес. земли». В 1900-1901 г. – старший советник. В 1905 году он владеет ещё и имением Сутоки.

И хотя родные Александра Павловича отзывались о нём весьма недружелюбно, совсем иное отношение было к нему местных жителей, крестьян имения. Вот как пишет Вавилов Илларион Васильевич: «Народная память из поколения в поколение передавала добрую славу о господах Нащокиных. И им было с кем сравнивать. По соседству проживал в имении Клюевка (Клеевка) Павел Муфель, врач. Своих крепостных за неудовлетворительную работу он посылал на конюшню, как тогда говорили «под лозанку», так же поступал и управляющий графа. Проходившие мимо крестьяне Нащокина часто слышали крики наказуемых крестьян. Были случаи наказания и со смертельным исходом. 

Господа Нащокины в период крепостного права телесных наказаний к своим крепостным не допускали. Запрещали своим управляющим повышать голос на крепостных, поэтому крестьяне гордились своими господами. О сыне Павла Воиновича, Александре Павловиче, сохранились хорошие отзывы и после отмены крепостного права».

У Александра Павловича было 6 сыновей: Сергей, Иван, Павел, Алексей, Николай, Евгений и 4 дочери. Все дети родились в имении Старицы Себежского уезда. По рассказам старожилов края, сыновья Александра Павловича были полной противоположностью по отношению к старшему поколению за исключением Николая и Евгения. В имение они приезжали погостить в окружении друзей. Летом, на берегу озера организовывали увеселительные кутежи и попойки. К окружающим допускали не только грубость, а и издевательства и побои. 

Тамара Яковлева, главный библиограф районной библиотеки

(Окончание следует)

Мы идём по городу
13 июня 2019
Пятого июня в парке с детьми из лагеря отдыха и оздоровления, организованного при центре образования, прошла игровая программа посвящённая правилам дорожного движения «Мы идём по городу». Светлана Мандарева
Новости с планёрки
26 апреля 2019
В администрации района
Она прожила счастливую жизнь
13 июня 2019
Надежда Ивановна рано познала, что такое тяжелый труд. Научилась всему и землю пахать, и хлеб жать, и коров доить. Работа дояркой стала для нее основной профессией на долгие годы.
Родину любить - Родине служить!
11 апреля 2019
Служба в армии
О капитальном ремонте крыши
26 апреля 2019
В администрации района
Поход к боевым высотам
11 апреля 2019
К 75-летию освобождения района