Два выхода из ситуации
Напомним, 1 апреля этого года вступил в силу очередной этап «Порядка оснащения транспортных средств тахографами», который был утвержден приказом Минтранса. Требования в документе гласят, что машины для перевозки пассажиров и грузов с разрешенной массой от 3,5 до 12 тонн должны быть оснащены тахографами нового поколения. Эти устройства предназначены для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителя и в идеале должны способствовать улучшению дорожной обстановки.
Тахограф стоит около 40 тысяч рублей, плюс предприятиям нужно потратить деньги на его установку и заказать персональные карточки для водителей. Если в хозяйстве несколько машин, на оборудование придется выделить значительную сумму. Все аграрии, с которыми мы общались, упомянули про ГАЗ-53. Автомобили этой марки, которым уже больше 20 лет, есть во многих хозяйствах. Сейчас цена такого транспорта немногим отличается от стоимости тахографа. Кроме того, неизвестно, сколько еще лет прослужат такие машины. Так стоит ли оснащать их тахографами?
Все сходятся во мнении, что установка оборудования на машинах дальнего следования вполне оправдана. В таком случае нареканий ни у кого не возникает. Вот только закон не предусматривает деления, скажем так, на типы транспорта.
В июне появилась информация, что проблема установки тахографов скоро найдет решение. Однако ничего не изменилось. К слову, еще в 2013 году в Минтранс поступило предложение освободить от установки тахографов сельхозпредприятия, которые перевозят грузы на расстояние не более 50 километров. Тогда федеральные чиновники эту здравую мысль не поддержали и продолжают упираться до сих пор. Инициаторы нововведения забывают, что большинство машин в хозяйствах курсируют по маршрутам поле-склад, ферма-гаражи большую часть времени стоят на загрузке. Получается «уравниловка» дальнобойных автомобилей и транспорта местного значения.
Сейчас в комитете Госдумы по аграрным вопросам идет обсуждение отмены обязательства по установке тахографов на сельскохозяйственную технику. Депутаты считают бездумным оснащение этими устройствами такого транспорта. Аграрии нескольких российских регионов писали письма с просьбами отменить, пересмотреть закон или хотя бы отложить на пару лет. В Псковской области инициатором обращений в Минсельхоз и Минтранс выступил генеральный директор ОАО «Красное знамя», депутат областного Собрания Ацдрей Козлов. На одно из прошений пришел ответ, мол, приказ является целесообразным и пока никто не будет его отменять.
Могут ли сказаться затраты от установки оборудования на ценах сельхозпродукции? Или существуют проблемы посерьезнее?
- Если бы цены зависели от нас.., - говорит заместитель генерального директора ЗАО «Агрофирма «Победа» Сергей Пауков. - В нашем хозяйстве больше 40 машин, и за установку тахографов придется отдать больше двух миллионов рублей. Это неподъемная сумма. Что нам делать? Либо покупать горючее и убирать урожай, либо устанавливать тахографы. В противном случае, хоть закрывай производство...
Если такие мысли настигают представителей крупных производств, которые стараются идти в ногу со временем и занимаются модернизацией, то что говорить о владельцах небольших хозяйств...
- Закон несправедлив и неуместен, - убежден Андрей Козлов. - Такая мера только ускорит закрытие мелких и слабых хозяйств. Себестоимость некоторых продуктов уже и так превышает цену реализации, предприятия работают себе в убыток. Установка тахографов - лоббирование чьих-то интересов. Этот закон все равно не повлияет на безопасность движения, а наоборот. А предприятиям придется выбирать между приобретением новой резины и покупкой тахографов.
Сейчас аграрии надеются на отмену этого приказа или, как минимум, на введение разумных и корректных поправок. Если ничего не изменится, у сельхозпроизводителей два выхода. Первый - потратить крупную сумму денег и все же установить тахографы. Второй - отказаться от этого оборудования, платить штрафы и постоянно общаться с представителями надзорных органов.
Марина ПЕТРОВА.