Как вы лодку назовете, так она и поплывет
Покупая довольно дорогую вещь, любой потребитель вправе рассчитывать, что она будет служить ему верой и правдой в течение долгого времени. И каково же бывает разочарование, когда, придя домой, мы обнаруживаем, что не получили ожидаемого. Приходится возвращаться в магазин, решать вопрос с продавцом об обмене или возврате товара. Да только не всегда продавцы рады такому повороту событий. И когда не получается уладить дело на месте, покупателю приходится обращаться в суд за защитой своих прав.
В редакцию обратился житель одной из отдаленных деревень нашего района и рассказал, как он решил купить лодку для рыбалки. Обратился в рыболовный магазин, расположенный в Стругах Красных, купил одноместную лодку за 11 тысяч 200 рублей, но, к сожалению, не стал проверять ее прямо в магазине, поверив продавцу на слово, что все в порядке. А, когда дома попытался лодку накачать, оказалось, что клапан не держит воздух. На следующий день мужчина вернулся в магазин, чтобы вернуть некачественный товар. Продавец приняла у него лодку, паспорт товара и кассовый чек. При свидетеле, односельчанине покупателя, продавец попыталась накачать лодку, но у нее тоже ничего не получилось.
Но и возвращать деньги продавец не стала. Вместо этого позвонила хозяину магазина, а тот предложил взамен одноместной лодки двухместную. Однако попытка накачать двухместную лодку, теперь уже прямо в магазине, не увенчалась успехом, она «стравливала» воздух. На обмен мужчина не согласился и потребовал вернуть деньги. Но продавец заявила, что сама она не вправе этого делать, и предложила приехать на следующий день, чтобы решить вопрос непосредственно с хозяином магазина.
И на следующий день уладить дело не получилось. Когда покупатель приехал в магазин, предприниматель заявил ему, что тот просто не умеет пользоваться лодкой, нужно поворачивать клапан, и тогда лодка не будет «стравливать» воздух. Возвращать деньги хозяин магазина отказался.
Пришлось неудачливому покупателю обратиться в администрацию района, где специалист помогла ему составить письменную претензию, которую позже передали продавцу магазина. Но и по истечении отведенных законом для ответа десяти дней денег мужчине так и не вернули.
Тогда за защитой своих прав он обратился в мировой суд. В исковом заявлении указал, что в соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю качественный товар.
В соответствии со статьей 18 этого же Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. В статье 22 также указано, что требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней с момента предъявления требования. А в соответствии со статьей 23 за нарушение сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.
Кроме того, мужчина попросил суд возместить ему моральный вред за причиненные физические и нравственные страдания, оценив их в 50 тысяч рублей. Ведь он человек пожилой, инвалид, у него проблемы со здоровьем. Думал воспользоваться хорошей погодой и порыбачить в свое удовольствие, а вместо этого пришлось столько раз приезжать в Струги, чтобы уладить все вопросы.
В суде продавец представил документы, подтверждающие надлежащее качество лодки, и пояснил, что после получения претензии пытался несколько раз уладить с покупателем дело миром и вернуть ему сумму, уплаченную за лодку. Но мужчина сам отказался, решив взыскать еще и неустойку и компенсацию морального вреда. Тогда предприниматель отправил уплаченные покупателем 11 тысяч 200 рублей почтовым переводом по месту жительства истца. В доказательство своих слов предоставил суду чек, подтверждающий факт оплаты.
После этого истец отказался от части своего искового заявления, где просил возвратить стоимость лодки, но продолжал настаивать на выплате неустойки и компенсации морального вреда.
Исследовав материалы дела, суд решил исковые требования покупателя удовлетворить частично – взыскать с предпринимателя неустойку за просрочку исполнения требования в размере 448 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 2500 рублей и штраф в сумме 1474 рубля, а всего – 4422 рубля. Кроме этого, предприниматель обязан оплатить в федеральный бюджет расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.