Берегите банковские карты
«Жительница Псковской области решила продать козу, а в итоге лишилась полумиллиона рублей», «Мошенники увели с карты псковича сто тысяч». Такие заголовки последнее время совсем не редкость. С одной стороны, мы уже привыкли к удобствам, которые предоставляют нам банковские карты. Не нужно снимать и носить с собой крупные суммы наличными, по карте можно расплатиться практически в любом магазине, на автозаправке, даже в интернете. Многие, чтобы не посещать банк, подключают онлайн-услуги, чтобы прямо из дома, зайдя на сайт своего банка, оплачивать мобильную связь, коммунальные платежи, кредиты, переводить средства со своей карты на карты родных и знакомых.
Однако с ростом количества услуг растет и количество мошенничества с банковскими картами, а преступники постоянно совершенствуют свои методы, за которыми не поспевают простые обыватели.
Корр. «С» обратилась в МО МВД России «Струго-Краснеснкий» с вопросом, имеются ли факты мошенничества с банковскими картами в нашем районе и какие меры нужно принимать гражданам, чтобы не попасться на удочку преступников.
– За последний месяц в нашем районе зарегистрировано два таких факта, – ответил начальник следственного отделения Григорий Кириченко. – Ситуация в обоих случаях похожа. Добропорядочный гражданин размещает на сайте объявлений (например, «Авито») объявление о продаже автомобиля (дома, гаража и т. д.), оставляет свои координаты для связи (мобильный телефон). Через некоторое время на телефон поступает звонок от покупателя (мошенника, но продавец об этом, естественно не знает), который заверяет, что очень хочет купить предложенный товар и готов даже заплатить задаток, чтобы продавец ни с кем больше не договаривался и снял объявление с сайта. Добропорядочный гражданин соглашается с этим условием. Тогда мошенник просит продавца сообщить номер банковской карты для перечисления задатка. И вот тут начинается самое интересное. Мошенники всегда перечисляют продавцу большую сумму, чем оговаривали. Например, речь шла о ста тысячах, а перечислили двести (или даже больше). Новый звонок продавцу с извинениями, произошла ошибка, не могли бы вы вернуть излишек. Продавец, естественно, соглашается. Ему поступает инструкция от мошенников: «Зайдите в ближайшее отделение банка, подойдите к банкомату, вставьте вашу банковскую карту, наберите комбинацию, которую мы вам продиктуем». Чаще всего мошенники пользуются технической неграмотностью держателей карт и диктуют им комбинацию для подключения «Мобильного банка» (система управления услугами с помощью мобильного телефона), но не на телефон хозяина карты, а на телефон мошенников. Получив доступ к карте и прочим счетам пользователя, преступники в тот же день снимают все средства и исчезают. К сожалению, граждане не обращают внимания, что звонят с телефонов не нашего региона, не уточняют данные «покупателя». Еще мошенники любят представляться сотрудниками банка, просят держателей карт предоставить информацию (пин-код карты, паспортные данные и т. д.). Получают доступ к карте и снимают средства.
– Как же не стать жертвой преступников?
– Меры предосторожности достаточно просты, о них предупреждают сотрудники банков при оформлении карт. Всегда храните пин-код отдельно от карты, никогда не пишите его на обратной стороне карты, не сообщайте его другим лицам, даже сотрудникам банка, не вводите пин-код при работе в интернете. Если к вам обратились по телефону, в интернете, в социальных сетях или другими способами и под различными предлогами пытаются узнать данные о вашей банковской карте, будьте осторожны! Это явные признаки мошенничества. При любых сомнениях следует прекратить общение и обратиться в банк по телефону, указанному на обратной стороне банковской карты. Наши сотрудники распространили по поселку листовки с предупреждением о действиях мошенников. Если же вы все-таки стали жертвой преступников, следует незамедлительно обратиться в полицию, лично или сообщить по номеру 02 или 112 (с мобильного телефона).