Газеты
Золотая летопись имен

Открытые фамильные страницы

15 февраля 2016
Открытые фамильные страницы

Мы – жители переломной эпохи, пережившие смену тысячелетий, представители разных поколений, порой не поспеваем уследить за происходящими переменами в прогрессе и обществе. Жизнь особенно стремительна во времена цифровых технологий, так что люди, рождённые в годы послевоенной разрухи, на своём веку познали голод и холод вкупе с благами, проблемами и социальным неравенством современной цивилизации 21 столетия. Неудивительно, что в череде бурных событий на стыке эпох многое, в том числе и ценная на вес золота информация об истории поколений своей семьи, было утрачено. По крупицам собирают сегодня люди фамильное древо, вспоминая рассказы уже своих мам и пап о том, что в свою очередь говорили им бабушки и дедушки и, сокрушаясь, что в своё время не уделяли должного внимания истории рода. Потому и ввели мы на страницах газеты специальную рубрику, под которой будем публиковать ваши, уважаемые читатели, воспоминания, о своих дорогих предках, уже ушедших и ещё живущих. Ждём ваши истории, пишите нам, заходите в редакцию, присылайте старые фотоснимки,

давайте вместе восстанавливать историю вашей семьи.

История эта похожа на многие другие, потому что нет, наверное, в нашем государстве семьи, которой бы не коснулась чёрным своим крылом самая кровопролитная война минувшего столетия, и в то же время она уникальна в своей неповторимости, полна драматизма и мало кому известна, хотя встречаем мы человека, рассказавшего о судьбе своих родителей и их родных, в городе постоянно. Она давно живёт в Пустошке, здесь родились и выросли её дети, а вот поделиться воспоминаниями о родителях решила сейчас. Тем более, что современные возможности Интернета, дают возможность отодвинуть завесу времени и познакомиться с данными военных архивов.

Татьяна Павловна Хлусова обратилась к известному нашему краеведу, сотруднику библиотеки Т.И. Яковлевой, рассказала свою историю, а Тамара Ивановна посоветовала ей выйти на сайт «Мемориал», сделать запрос в Подольский военный архив, от неё мы и узнали об интересной семейной биографии и пригласили Татьяну Павловну для разговора в редакцию.

– Моя мама – Ушатова (в девичестве Мусанникова) Мария Ивановна родилась в деревне Ровное Денисовского сельсовета, – начала рассказ Татьяна Павловна. – В семье, кроме неё, было три сестры и брат. Три сестры – Ганя, Люда и Наташа ещё до войны перебрались на заработки в Ленинград, Ганя и Люда познакомились там с военными и вышли замуж.

Многие тогда уезжали на заработки в Ленинград. Вот и Мария Мусанникова, как подросла, тоже засобиралась, тем более было куда – к старшей сестре. Устроилась на торфоразработки, а проживала у Гани. Там и познакомилась со своим первым мужем, военным Анатолием Касаткиным, родилась у них дочь, но семейному счастью сбыться суждено не было. Началась война, ушёл воевать офицер Касаткин, город на Неве фашисты взяли в блокаду.

Началось трагическое и страшное выживание. От голода умерла трёхмесячная дочь. Сама не своя от горя, измождённая женщина закутала тельце младенца в одеяло и отнесла на Пискарёвское кладбище. Там хоронили военных, и она попросила одного офицера похоронить дочку, он разрешил, и по сей день среди имён, высеченных на стелах Пискарёвского мемориала, значится имя Касаткиной Людмилы Анатольевны… Не выдержала блокадных испытаний и сестра Наталья. Возможно, и Марию ждала та же участь, если бы не одна встреча, изменившая её жизнь. Со вторым мужем – Ушатовым Павлом Петровичем, она познакомилась случайно – он был участником боёв за освобождение города. Павел Петрович старше своей избранницы на 13 лет, находящуюся в буквальном смысле на грани жизни и смерти молодую женщину он увёз с собой, устроив в часть вольнонаёмной. Так начались страницы её военной биографии. С боями, фронтовыми путями-дорогами шли они вместе, каждый день сталкиваясь со смертью, в жестоких сражениях отодвигая ненавистного врага в сторону его логова. Павел Петрович был тяжело контужен, до конца жизни пострадавший позвоночник давал ему о себе знать нестерпимой болью, что в конечном счёте привело к инвалидности. А тогда, в пылу сражений, не до себя было. Вместе с Марией Ивановной они участвовали в штурме Берлина, об этом свидетельствуют наградные документы. Вообще, медалей и орденов у них было очень много, но, к сожалению, почти все они пропали.

– Дело в том, что после войны в дом пробрались воры, – рассказывает Татьяна Павловна, – пропали и документы, и медали родителей. Матери за год до смерти восстановили документы на орден Великой Отечественной войны второй степени, который вручали за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. А отец до этого не дожил.

Между тем, Татьяна Павловна прекрасно помнит военный китель отца, с двух сторон увешанный наградами, среди которых было два ордена Красной Звезды и орденские планки к ним. В доме также хранилась и военная форма мамы – юбка, гимнастёрка и берет.

– Помню, как однажды в школе ставили мы спектакль «Лошадиная фамилия», и мне тогда дали роль генерала – знали, что отец у меня военный был, а значит, и форма в доме есть. Я же маленькая ростом, как надела отцовский пиджак, так и присела, потянули меня вниз тяжелые от медалей борта.

Тогда, в 1945-м году, Павла Петровича с супругой оставили работать в послевоенном Берлине. Там же, в Берлине, был зарегистрирован их брак с Касаткиной Марией Ивановной, о чём говорят пожелтевшие от времени страницы свидетельства. Уже после войны, когда супруги вернулись из Германии на Псковщину, Анатолий Касаткин разыскал Марию, просил вернуться к нему, но она твёрдо отказала бывшему мужу: – Я не брошу никогда человека, которому обязана жизнью, если бы не он, меня бы не было в живых, – сказала она.

В Германии супруги Ушатовы прожили семь лет. Дочь Татьяна – их первенец, родилась на родине отца в Воронежской области, это произошло в короткий их туда приезд, а потом они втроём снова уехали за границу.

– Папа работал главным бухгалтером в отделе военной торговли, кстати, в его многодетной семье братья и сёстры тоже избрали эту профессию или же стали ветврачами. Мама была завскладом, выдавала продукты, а после работала поваром в лётной столовой. У меня была няня.

Когда Татьяне исполнилось семь лет, пришло время демобилизации родителей. Она признаётся, что на этом и закончилось её безоблачное счастливое детство в красивом доме...

– Папа был добрым человеком, – вспоминает она, – замечательным отцом, а потом и дедом. Он очень любил детей.

А тогда семья решила переехать в Майкоп, Тане пора было идти в школу. В Майкопе их никто не ждал, город был разрушен, одни кирпичи кругом, приютила их какая-то бабуля, но долго так продолжаться не могло, и супруги приняли решение вернуться на родину матери – в Пустошкинский район. Послевоенный голод и холод ждали их, работу отцу дали в колхозе, в школу Таня пошла в Тимонове, но уже тогда стала давать о себе знать военная травма отца, тяжёлый колхозный труд из-за больной спины был ему не по силам, и зачастую наряды за папу шла выполнять его 8-летняя дочь. Мать работала в животноводстве, а потом поваром в столовой – готовить она умела профессионально.

Война не пощадила семью Марии Ивановны. Не вернулся с войны, погиб в бою под Москвой её брат – Алексей Иванович. Умерла от голода в блокаду сестра Наталья. За помощь раненым красноармейцам в Пустошке расстреляли ещё одну сестру Марии Ивановны – депутата Денисовского сельсовета Мусанникову Екатерину Ивановну. О трагической и героической смерти молодой женщины есть несколько строк в книге «Пустошка». Татьяна Павловна помнит рассказы бабушки о том страшном дне. Людей расстреливали в сосенках, где сейчас стоит обелиск напротив музея. Недалеко был вырыт ров, который наполняли человеческими телами. Узнав о том, что дочь схватили полицаи, Федосья Даниловна запрягла коня и поехала в город. Страшные были времена. Жителей еврейской национальности расстреливали сотнями, хватали и русских, которых подозревали в связи с партизанами и ранеными советскими военными, причём вершила суд в большинстве случаев банда полицаев под командованием Карева. Люди, жившие по соседству от жуткого лобного места, рассказывали ужасные вещи. Из рва раздавались стоны умирающих раненых, а помочь им было нельзя, потому что если выйдешь из дома – постигнет та же участь, из страшной ямы виднелись руки и ноги, только когда становилось темно, люди с опаской выходили на улицу.

Федосья Даниловна примчалась за минуту до расстрела дочки, обезумевшую от горя пожилую женщину не подпустили к ней, полицаи схватили несчастную мать и стали бить её прикладами и убили бы на месте, если б их не остановил… немец. Об этом Федосья Даниловна узнала потом из рассказов людей, видевших всё своими глазами из окон домов, расположенных поблизости. Немец с тросточкой спускался с горы и, увидев картину избиения пожилой женщины, резко отчитал полицаев и те просто бросили её на верную смерть. Только когда стемнело, жители соседних домов вышли потихоньку, уложили избитую, полуживую на телегу, подвязали вожжи, чтобы конь не запутался при ходьбе и направили его по дороге. Умное животное дорогу домой знало и привезло хозяйку к родному порогу. Федосья Даниловна смогла оправиться после произошедшего и продолжать жить. Потеряв на войне троих детей, она дожила до 85 лет.

Когда район освободили, приехала из Ленинграда Ганя и отправилась на место расстрела сестры. Она хотела перезахоронить тело в родной деревне, поставить памятник. Люди показали ей, где закопали сестру, похоронить по-христиански, с почестями возможности не было, так присыпали тело землёй, рискуя собственной жизнью. Она нашла сестру сразу и замерла от удивления, когда та предстала перед ней, как живая, словно ждала, чтобы проститься, но стоило Гане отвернуться на мгновение в сторону, как тело вмиг стало чёрным. Она прикрыла её шалью и решила вернуться на следующий день, а ночью ей приснился сон, увидела она свою любимую сестру, которая попросила её не тревожить, сказала: – Хорошо мне здесь, только водицы святой принеси и оставь.

На следующий день в Пустошку приехали втроём вместе с Марией Ивановной и Таней.

– Когда стали место погребения обустраивать, – вспоминает Татьяна Павловна, – я нашла колечко и показала его тётушке и маме. Оказалось, это кольцо тёти Кати. Его на хранение, как память о сестре, взяла в Ленинград тётя Ганя. Кстати, у Катерины остался трёхлетний сын, его растила бабушка, а потом взяла к себе в город тётя Ганя. В Ленинграде он жил и умер тоже там.

Они тогда хотели добиться разрешения установить памятник на могиле, но получили отказ. Мотивировали власти тем, что столько народу погребено здесь было, что если ставить каждому памятник, попросту не хватило бы места… Один на всех обелиск возвещает о скорбном эпизоде войны, как символ жестокости нацистов, взывающий к вечной памяти.

Зверства полицаев на оккупированной территории не остались безнаказанными. Долго скрывался главарь предателей по фамилии Карев и всё же не избежал правосудия. Нашли его по адресу на посылке, которую он прислал своим родственникам, так его и вычислили. Там, где сейчас расположился магазин «Магнит», раньше был кинотеатр «Спутник», две недели в этом здании длился судебный процесс над фашистским прихвостнем. Допрашивали очевидцев, свидетелей его бесчинств. Привезли главу полицаев и к Федосье Даниловне в деревню, при виде его она схватилась за топор и, может, убила бы, да не дали…

Такая вот история одной семьи. У Татьяны Павловны есть младшая сестра, которая тоже живёт в Пустошке, они часто видятся, разговаривают. Пять внуков и три правнука продолжают их род. Старшая дочь живёт в Невельском районе и работает в библиотеке, она послала запрос о боевом пути деда в Подольский военный архив, теперь остаётся ждать ответа, и тогда, может быть, страницы сборника «Солдаты Победы» пополнятся ещё одним славным именем.

Людмила Трофимова

Мы идём по городу
13 июня 2019
Пятого июня в парке с детьми из лагеря отдыха и оздоровления, организованного при центре образования, прошла игровая программа посвящённая правилам дорожного движения «Мы идём по городу». Светлана Мандарева
Новости с планёрки
26 апреля 2019
В администрации района
Она прожила счастливую жизнь
13 июня 2019
Надежда Ивановна рано познала, что такое тяжелый труд. Научилась всему и землю пахать, и хлеб жать, и коров доить. Работа дояркой стала для нее основной профессией на долгие годы.
Родину любить - Родине служить!
11 апреля 2019
Служба в армии
О капитальном ремонте крыши
26 апреля 2019
В администрации района
Поход к боевым высотам
11 апреля 2019
К 75-летию освобождения района