Вождение по мукам
Напомним для начала, что шесть лет назад практически все школьные автобусы в Псковской области, подвозившие учащихся, живущих в сельской местности до порога учебного заведения, были переданы автотранспортным предприятиям.
Аргументировалось это тем, что директорам школ, которые организовывают подвоз детей, часто очень трудно найти персонал для работы по доставке школьников. Перечислялись проблемы ремонта автобусов. Говорилось, что в некоторых случаях жители пользуются бесплатными школьными автобусами, а не платными рейсами, которые из-за этого терпят убытки. В общем, наличие в школе своего автобуса начинало казаться абсолютным злом.
Далее перечислялись «плюсы»: Передача школьных автобусов автотранспортным предприятиям, во-первых, позволит избежать такой нездоровой конкуренции. Во-вторых, в автотранспортных предприятиях есть своя ремонтная база, все водители перед выходом на линию проходят медосмотр. В общем главной целью передачи автобусов называлось повышение безопасности перевозок детей. Хотя, например, у прокуратуры Куньинского района в то время каких-либо серьезных нареканий к состоянию школьных автобусов, в большинстве своем новых, недавно полученных в ходе оптимизации сферы образования, не было.
Что пошло не так?
Но на юге области, по крайней мере, в нашем районе, как говорится, что-то пошло не так.
Школьные автобусы Куньинского района достались ГППО «Славяне». Однако вместо ожидаемого улучшения транспортных услуг мы получили ворох очередных проблем. Начались жалобы на неудобное расписание, в новеньких автобусах зачем-то немедленно были срезаны ремни безопасности. Школы отдавали автотранспортному предприятию новую технику, а на маршрут, по которому дети добираются в школу, выходил видавший виды, дырявый и чадящий «троглодит». Именно с такой ситуацией после передачи автобуса столкнулись педагоги и учащиеся Ущицкой школы. Плодов избавления от конкуренции также почему-то не видно. Даже после ухода с рынка ИП Смирнова, чьи автобусы работали на маршруте Назимово – Великие Луки, заметного улучшения автопарка ГППО «Славяне» не наблюдается.
Автотранспортному предприятию сегодня непросто. Если новости о том, что ГППО «Псковпассажиравтотрас» (которое обслуживает север области) получает новую технику, довольно часто мелькают на сайтах, то «Славяне» таким вниманием обделены. Можно предположить массу других проблем – однако нам вообще неизвестно, принимает ли руководство «Славян» хоть какие-то меры. А у населения возникают вопросы: почему на автотранспортном предприятии столько проблем, в то же время как тому же ИП Смирнову удавалось быть в плюсе: на маршрутах – вместительные автобусы, удобное расписание со всеми остановками, вежливый персонал. Почему же до сих пор у «Славян» все не так? Откуда вал жалоб? Ведь новый руководитель ГППО «Псковпассажиравтотрас» Александр Гизбрехт смог-таки вывести свое предприятие из кризиса.
В конце прошлого года наша газета писала о предложении родителей школьников, обучающихся в Куньинской школе немного – на 10-15 минут – изменить расписание утреннего рейса в связи с переносом времени начала занятий. К сожалению, руководство автопредприятия осталось глухо к просьбам. Как следствие – появились случаи опозданий сельских учащихся.
3 марта автобус, заказанный для экскурсии, сломался на полпути. Школьникам пришлось вернуться, а экскурсия состоялась лишь на следующий день благодаря автобусу Центра внешкольной работы. Для поездки детей, запланированной на 9 марта ГППО «Славяне» в автобусе отказали – рейс опять совершила техника ЦВР. Выходит, прав оказался директор Центра внешкольной работы С.И. Арсеньев, добившийся в свое время того, чтобы автобус остался за учреждением. Теперь он не только нормально обслуживает деятельность ЦВР, но и фактически спасает школу.
Нарекания на состояние перевозящего детей транспорта имеются и в Жижицкой школе. Год назад во время одного из рейсов, по словам учителей, лопнуло заднее колесо, вверх вырвало панель пола салона, одна из пассажирок получила легкие травмы. А незакрывавшуюся дверь кому-то приходилось придерживать во время движения.
Приехали…
В начале 2016 года крайне обострилась ситуация с перевозкой сельских учащихся Пухновской средней школы. В Администрацию района, в Администрацию области посыпались докладные, обращения и жалобы, связанные с неудовлетворительным техническим состоянием автобусов, осуществляющих в том числе доставку школьников.
Подвоз, как пишут, к примеру, родители, должен осуществляться из деревень Жигули, Кресты, Долговица, Затурщина, Андроново, Булавкино, Войлово и села Усмынь. Всего – более 20 детей, среди которых четверо – из опекаемых семей, а также ребенок-инвалид. Возраст детей – от 6 до 16 лет. А протяженность пути от д.Жигули до д.Боровково, где находится школа, - 52 км.
В 2015 году местное население деревень на общем собрании по поводу реорганизации Долговицкой школы согласилось с решением о закрытии учреждения, но с обязательным условием организации подвоза детей, что отражено в протоколе собрания.
Но вот уже месяц администрация Пухновской школы и родители бьют тревогу: школьникам приходится ездить на неисправном автобусе.
«Те «маршрутки», которые предлагает ГППО «Славяне», вообще нельзя отпускать в рейс. Через каждые два километра автомашина останавливается, дергается, глохнет. Каждый день ее отгоняют в ремонт, но и после ремонта она не может доехать до конечного пункта. При очередном обращении к руководству ГППО «Славяне» была выделена «маршрутка», в салоне которой постоянно пахло гарью, двери не закрывались. Всюду «светились» дыры. Задние двери вообще не закрывались, были замотаны ремнями безопасности и досками», - говориться в обращении родителей.