Главное — будущее наших ребят
Уже более десяти лет такое уникальное учреждение нашего города, района и области, как «Центр специального образования №2» возглавляет Геннадий Анатольевич Комар.
Уникальное по своим задачам: воспитание и образование детей с особыми потребностями, по своим возможностям, потенциалу, педагогическому составу, высокому профессиональному уровню специалистов.
Геннадий Анатольевич рассказал, как пришло к нему решение возглавить школу, чем живет она сегодня, как реализует свои задачи, с какими трудностями сталкивается:
«В 1992 году я окончил Даугавпилсский педагогический университет. В то время у меня уже была семья, двое детей. Встал вопрос о трудоустройстве. Моя супруга, окончив Опочецкое педагогическое училище, по распределению должна была работать в Пыталовском районе. В РОНО г. Пыталово нам предложили работу в Ритупской школе. Там как раз требовался учитель начальных классов и математики, кроме того, предоставлялся дом - самый лучший вариант для молодой семьи. Работать здесь было очень интересно. Реализуя проект в Ритупской школе, я стал лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогическая новация» - выступил с идеей информационного блока, позволяющего ребенку самостоятельно усваивать школьную программу, пропуская по каким-либо причинам учебу. В последующем, стал участвовать во многих общественных мероприятиях, представляя сферу образования во всероссийских конкурсах, фестивалях. Как результат трудов, активной общественной деятельности - рекомендация меня на должность директора Пыталовской специальной общеобразовательной школы – интерната первого заместителя начальника Управления образования Псковской области. К предложению я отнесся с инициативой, долго не сомневался, хотел попробовать себя в новом русле. Дети в этой школе отличались. Они талантливы, организованны, но существуют некие штампы, без сомнений, их нужно разрушать… В 2004 году я был назначен директором школы-интерната.
Появились новые идеи, пришли новые пути решения проблем, собралась команда единомышленников. Вместе мы определили сферы, требующие немедленного вмешательства. Считаю, что главное наставление в работе дал мне мой отец (долгое время он являлся главным инженером крупного строительного комбината) о том, что результатов работы от людей можно требовать только при обеспечении необходимых условий труда. Первостепенно мы начали решать проблему технического оснащения нашего учреждения. Современные технологии позволяют обучить речи и восстановить слух в значительной степени. Это игнорировать было нельзя. Совместно с детским фондом (Псковское областное отделение), начиная с 2004, ежегодно мы реализовывали по два крупных международных проекта. К 2009 году школа была оборудована по всем техническим требованиям. Наши специалисты обучались в Москве, во Франции, получали специальное образование (по работе с данной категорией детей) и до сих пор учатся ежегодно.
Достаточно высоких показателей мы достигли по следующему направлению деятельности: если раньше, до 2009 года, наши выпускники трудоустраивались, шли работать сразу после школы, то сейчас мы имеем четкую тенденцию на продолжение образования. Основная масса наших ребят поступает в техникумы. Многие девочки получают профессию швеи, в последующем работают на «Славянке». Мы гордимся своими выпускниками. В частности, на общих основаниях в высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга учатся четыре наших ребенка. Главное, что дети находят свое место в жизни, создают семьи. В прошлом году на юбилей школы приезжали выпускники – состоявшиеся люди, у некоторых свой бизнес…
Школа сегодня
Большие ресурсы мы направляем на творческую самореализацию детей. Каждый ребенок индивидуален, талантлив. В школе он может выбрать занятие по душе, пробует себя в танце, работе с глиной, деревом. Девочки шьют, вяжут. Ежегодно мы проводим «Минуту славы»: ребенок может выставить на общее обозрение результаты своей творческой деятельности. Мы пришли к выводу, что эту работу необходимо оценивать, определять призовые места, чтобы каждый видел свою динамику. Наши ребята участвуют в международных и всероссийских фестивалях творчества. В прошлом году на международном фестивале «Северное сияние» в Мурманске мы заняли первое место, наш номер открывал гала-концерт. Если раньше мы только пробовали себя в жестовом пении, осторожно развивали это направление, то сейчас имеем уже две группы, занятия ведутся с малышами и старшими детьми. О том, как танцуют наши ребята, писали и снимали сюжет журналисты из Санкт-Петербурга…
Мы ищем новые направления в работе, к примеру, волонтерство наших ребят. Своим детям мы показываем, сколько людей вокруг нуждается в их помощи. Раньше мы ходили к детям-сиротам в приют, заботились о них. В настоящее время даем концерты для пенсионеров, инвалидов. Неформально мы взяли под опеку сквер имени 30-летия освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, занимаемся его уборкой, облагораживанием… К нам на игровые площадки приходят городские жители, мамы с детьми. Здесь горки качели, игра в футбол. Мы - за такое сотрудничество!
О трудностях
Мы — государственное учреждение. И, если в стране трудности с бюджетом, это неизбежно отражается на нас. Задача руководителя в таких условиях - определять самые «больные места», решать неотложные проблемы. Начиная с 2009 года, мы выиграли три гранта Администрации Псковской области. Таким образом, в том числе, происходит привлечение финансов в наше учреждение. Конечно, пришлось уменьшить расходы внутри школы. Мы живем по средствам, и очень приятно, что сотрудники относятся к этому с пониманием.
О планах на будущее
Новый международный проект по созданию мобильного музея космонавтики будет финансировать австрийская ассоциация «Маленькие сердца». Мы хотим оцифровать часть экспозиции и презентовать на электронных носителях тем, кто не имеет возможности посетить наш музей.
С этой ассоциацией уже четыре года мы реализуем проект «Рождественский ангел». Его идея: наши дети пишут поздравительные письма в семьи Австрии, те в ответ присылают маленькие подарки…
Уже можно говорить о том, что на базе нашей школы будут действовать начальные классы для детей с нарушениями речи, осталось решить формальные вопросы. До настоящего времени такая школа была только в Порхове.
Идей и планов на будущее множество. Необходимо лишь искать возможности их реализовать. Хочется работать на благо школы, нашего города и района. Ведь здесь вместе с семьей я проживаю уже 24 года, можно сказать, половину жизни, и за все это время о выборе ни разу не пожалел.
У меня имеется опыт общественной деятельности: в прошлом я — депутат районного Собрания, в настоящее время — Собрания депутатов городского поселения. Меня очень радует, что наша команда, депутатский корпус, смотрит в одном направлении, готова к сотрудничеству, поставленные перед нами задачи удается решать. Это непременно дает силы для развития в данном направлении.
По характеру моя работа в школе обязывает взаимодействовать с представителями различных сфер нашей жизни, решать множество проблем. Сейчас свои знания, ресурсы и возможности мне хочется направлять на развитие не только своего учреждения».
К печати подготовила
Ольга Никандрова