Мост раздора
Недавно в редакцию «Порховского вестника» позвонил житель д. Большие Павицы со словами: «Помогите, пожалуйста! Мы в позапрошлом году собрали деньги и отремонтировали мост через реку Ситня, а местный фермер теперь по этому мосту ездит на огромных тракторах. Он, конечно, тоже давал деньги на ремонт, но ведь если по мосту такую технику гонять, он опять придёт в негодность и мы будем отрезаны: ни «скорая» к нам не проедет, ни автолавка, а у нас тут хозяйств тридцать-сорок в Больших Павицах и Заречье».
На вопрос о том, обращались ли к волостной власти, звонивший толком не ответил, по всему выходило, что нет. Мы позвонили в Павы специалисту администрации Дубровенской волости Олегу Егорову. Олег Валентинович сказал, что ничего об этой проблеме не слышал, однако пообещал разобраться и уладить конфликт.
Но, увы, через неделю звонок с призывом о помощи повторился. И тут уж нам ничего не оставалось, как отправиться в дорогу и на месте попытаться разобраться в том, что происходит в Больших Павицах.
К этому времени история обросла новыми эпизодами и взаимными претензиями. Фермеры рассказывали о том, что жители деревни якобы сами по этому мосту перевозят кольца для колодца, а это тяжелее их трактора, что возят песок и т.д. Жители же Заречья и Больших Павиц возмущаются, что фермеры отвечают грубо на замечания, ездят не только по мосту по нескольку раз в день, но и по деревне, где жители своими силами подремонтировали проезды через канавы, а фермерская техника сломала уложенные с большим трудом плиты. И так до бесконечности. На любую претензию противной стороны у каждой свой контраргумент.
Так есть ли правые и виноватые в этой истории? Сразу и не разберёшься. Попробуем рассказать всё сначала. С ремонта то есть.
Мост через Ситню – к настоящему моменту единственная ниточка, связывающая деревни Заречье и Большие Павицы с «большой» землёй. Как рассказывают старожилы, в советские времена был ещё брод, но сейчас им не пользуются. Жителей, постоянно прописанных в этих двух деревнях, всего двое, один там не живёт. Основное население – дачники, большая часть которых приезжает лишь на лето и если и регистрируется на территории волости, то только временно. Но есть дачники, живущие здесь круглый год, причём давно. И удивительного в этом нет ничего: место живописное, река рядом, воздух чистый, целебный. Работающему населению там сложновато – далеко от рабочих мест, а вот пенсионерам в самый раз.
Но со временем возникла проблема: мост, построенный при советской власти, пришёл в негодность, а точнее, его деревянное покрытие. Проехать в деревни за рекой на каком-либо транспорте стало невозможно. «Скорая» и автолавка останавливались до моста, в Малых Павицах. Как-то весной загорелась трава, и огонь стеной пошёл на деревню. Позвонили пожарным. Но им по старому мосту было не проехать. «Нам ещё пожить охота!» – сказали огнеборцы местным жителям.
Состояние моста стало настоящей проблемой не только для населения деревень, но и для ООО «Павское», у которого за рекой находилось порядка пятидесяти гектаров земли, которые надо было обрабатывать, соответственно, как-то переправлять через реку технику. Поэтому, когда жители начали собирать деньги на ремонт, тоже поучаствовали – внесли в общее дело пятьдесят тысяч. Местные же из своих пенсий сложились кто по пять, кто по десять тысяч. В сумме получилось двести тысяч.
На эти деньги приобрели материалы, наняли бригаду и отремонтировали мост. Опоры трогать не стали, они крепкие, а вот настил заменили полностью. С организацией работ помогла волостная власть. Жители Заречья и Больших Павиц до сих пор глубоко признательны Татьяне Волковой, в то время являвшейся главой администрации теперь уже бывшей Павской волости, за эту помощь.
Со времени ремонта прошло почти два года. Теперь в деревню без помех проезжает автолавка, при необходимости машина «скорой помощи», личный транспорт жителей деревни. Надо ли говорить о том, что, отремонтировав переправу через реку на свои кровные, селяне ревностно относятся к своему детищу, стараются его беречь, да что там, считают мост своим собственным. А тут фермер ездит на тракторах каждый день, расшатывает конструкцию. А если сломается мост, снова деньги собирать?!
И сложно тут с ними не согласиться. Для живущих за речкой сохранность моста – это вопрос жизнеобеспечения.
Но ведь и хозяину сельхозпредприятия тоже важно, чтобы мост был исправен. Иначе как он будет обрабатывать свои земли? Да и дорогостоящую технику гонять по аварийной конструкции неразумно. О безопасности тракториста и говорить не приходится. Значит, ООО «Павское» тоже не с руки мост рушить. И в «Павском» убеждены, что не наносят вреда сооружению. Об этом нам сказал при встрече исполнительный директор хозяйства Сергей Кожемяченко.
Сергей Григорьевич рассказал также, что «Павское» делает дорогу в объезд моста, и большая техника сможет проезжать там. «Раз жители Больших Павиц и Заречья так беспокоятся, то тяжёлые трактора по мосту будут ходить только в случае крайней необходимости», – пообещал исполнительный директор.
И что у нас получается в итоге? Почвы для конфликта нет, а конфликт есть. Если ремонтировали мост вместе (на общие деньги), то и пользоваться им должны вместе. Это очевидно. Но и беречь его, нести ответственность за его состояние тоже надо вместе. По-другому ведь никак.
Потому очень хотелось бы, чтобы те, кто сумели найти совместное решение насущной проблемы – собрали деньги и отремонтировали мост, в конечном счёте смогли бы найти общий язык, взаимопонимание в обоюдном желании этот мост сохранить, а не осложнять свою жизнь дополнительными трудностями, густо сдобренными отрицательными эмоциями и переживаниями.
Марина Русских
Фото автора