Газеты
Краеведение

К истории рода дворян Карташовых

1 ноября 2016
К истории рода дворян Карташовых

В Пустошкинской районной газете «Вперед» от 21 ноября 2009 г. была опубликована статья, в которой говорилось о том, что при подготовке площадки для будущей часовни в д. Яссы Пустошкинского района произошло необычное событие. Строительству мешало большое могучее дерево. Когда его снесли бульдозером, то взору открылся кирпичный склеп, в котором были обнаружены старинные могильные плиты. Первое, о чём подумали – здесь упокоен прах священнослужителей и членов их семей, так как на этом месте ранее стояла одна из старейших церквей края, а именно церковь Покрова святой Богородицы, первое упоминание которой относится на 1563 год.

В склепе сохранилось три плиты. На одной из них надпись почти полностью утрачена, читаются только слова: «... после мирного 19-летнего служения церкви Божией. 3. 1848 г. ». На ней нет никаких других сведений о похороненном здесь лице. Можно делать только предположения. Скорее всего, речь идет о священнике Ясской церкви Иоанне Никитине.

На другой плите надпись «1908 год. Андрей Карлович Мюлленберг, скончавшийся 11 апреля на 55 году жизни». Историю семьи Мюлленбергов, мельников из д. Устье Пустошкинского района, мне удалось установить довольно быстро. Благодаря Интернету нашлись потомки этой фамилии, я связалась с ними, и история семьи не только вышла из забвения, но правнучке Андрея Карловича Елене Грошевой довелось посетить землю своих предков.

На третьей плите надпись прочитали полностью: «Здесь покоится тело Ольги Петровны Карташовой, скончавшейся 1848 года ноября 30 дня». Кто такие Карташовы, откуда и как появилась эта фамилия в наших краях? Эта тема и стала предметом моего нового исследования.

Фамилия Карташовых в настоящее время имеет довольно широкое распространение в России. Существует много версий её происхождения, но более вероятная говорит о том, что Карташовы происходят из псковских бояр времен Ивана I Калиты. Известно, что в 1510 году они были высланы из Пскова в Кострому (в год присоединения Пскова к Москве). Активно расселялись на протяжении более пяти веков, получая вначале земельные наделы за службу, а затем в XVIII-XIX веках, в ходе массовых переселений, на окраины в поисках свободной земли. Благодаря этому, фамилия оказалась среди пятисот самых распространенных, несмотря на то, что ее корневая основа не относится к общеупотребительным словам.

Самым известным из Карташовых был пожалуй Истома Карташов.

В книге историка Лихачева Николая Петровича «Разрядные дьяки XVI века» имеются сведения об Истоме в конце 16 – начале 17 веков, служащего дьяком в Новгородском разряде, который ведал верстанием (как бы теперь сказали: призывом на военную службу) в северо-западных и западных городах России.

Разрядные дьяки XVI века – видные общественные и политические деятели. Всю свою жизнь Истома прослужил в Большом Московском разряде, сделав карьеру от подьячего до старшего разрядного дьяка при трех царях – Федоре Ивановиче, Борисе Федоровиче Годунове и Василии Шуйском. Он был последовательным в политическом выборе, служа только законным царям.

После подавления Пугачевского восстания в Невельском уезде получил земли Карташов, состоявший «при клетке», в которой Пугачева везли на казнь. Упоминание о Карташовых содержится в исторической эпопее Вячеслава Яковлевича Шишкова «Емельян Пугачев». В материалах Пушкина к «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочке» есть упоминание о трех офицерах Карташовых: Александре, Михаиле и Иване Андреевиче. О том, что названные Карташовы являются родными братьями можно узнать из записок непосредственного участника этих событий, автора «Записок о Пугачевском бунте» Рунича Павла Степановича, сенатора, тайного советника.

Вот что известно о братьях. Карташов Александр (1749-1773) был офицером Второго гренадерского полка – поручиком. Он происходил из крупнопоместной дворянской семьи и в военную службу был записан в 11 лет. Окончил Петербургский шляхетный кадетский корпус. В 22 года был произведен в поручики. Участвуя в русско-турецкой войне, был в боях при штурме Перекопских укреплений, взятии крымского города Кафы и других операциях.

С конца октября 1773 г. Александр Карташов возглавлял полковую команду в 190 чел., которая входила в состав карательного корпуса генерала В.А. Кара, направленного против Пугачева под осажденный Оренбург. В ночь на 6 ноября 1773 г. вблизи деревни Юзеево (в 100 верстах к северо-западу от Оренбурга) команда была внезапно окружена и атакована пугачевцами. После недолгого сопротивления солдаты сложили оружие. Поручики Александр и его младший брат Михаил Карташовы были убиты повстанцами. А пленных солдат с помилованным по их просьбе подпоручиком М.А. Шванвичем (который, возможно и был прототипом Швабрина в «Капитанской дочке»), доставили в Бердскую слободу к Пугачеву.

Карташов Иван Андреевич, который впоследствии и состоял при «клетке Пугачева», был капитаном того же Второго гренадерского полка. С января 1774 г. этот полк входил в состав карательного корпуса генерала Петра Михайловича Голицына, который вел наступление от Казани к Оренбургу, преодолевая сопротивление многочисленных пугачевских отрядов. Иван Андреевич оказался в числе офицеров, отличившихся в бою 22 марта 1774 года у Татищевой крепости, где войско Пугачева потерпело поражение. Позже он находился в составе команды, конвоировавшей Пугачева из Симбирска в Москву и охранявшей его до дня казни.

Именно Ивану Андреевичу и были пожалованы Екатериной II 200 душ крепостных крестьян в Невельском уезде.

По историческим документам удалось установить, что среди дворян Невельского уезда в 1860 году имеются землевладельцы с фамилией Карташовы. А именно Карташов Андрей Иванович, имение которого располагается в деревне Сенютино Невельского уезда. Несомненно, это потомок известного нам Ивана Андреевича Карташова, участника подавления восстания Пугачева.

Из материалов Российского государственного исторического архива, в котором мне удалось найти Выкупное дело Карташова Андрея Ивановича по имению Сенютино за 1864 год, можно узнать, что он имеет звание генерал-майора. А имение досталось ему по духовному завещанию от отца Ивана Андреевича.

В документе называются деревни, принадлежащие ранее Карташову, а ныне выкупаемые крестьянами. Входят они в состав Сенютинского сельского общества: Алунтьево, Ширнево, Барканы, Тормосово, Перебосы, Стрельниково, Лобково, Авинище, Черная, Салтыково и Грибно.

Через 14 лет в 1878 г. из документов Алфавитного поуездного списка землевладельцев Невельского уезда следует, что Карташов Андрей Иванович владеет 1643 десятинами земли. В этом же уезде в это же время в д. Новое Марьино или Багменово проживают Карташовы: Иван, Лев и Екатерина, православного вероисповедания, владельцы 104 дес. земли.

В 1881 г. Карташов Андрей Иванович уже не служит и записан как отставной генерал-майор, Председатель приемной комиссии по военно-конской повинности, член Уездного по крестьянским делам присутствия, Почетный Мировой судья. В 1905 году упоминается его жена Александра Ивановна с сыновьями: Владимиром, Всеволодом, Борисом и Георгием. В 1906 году в документах записано, что имение Сенютино принадлежит вдове генерал-майора Карташовой с наследниками.

В начале XX века Председателем Земской управы в г. Витебске был избран Карташов Михаил Львович, которого я позиционирую, как лицо, принадлежащее к этому же роду Карташовых. Косвенным подтверждением этого являются фамилия, имя и отчество, характерные для этого рода. Прослеживается его дружба и родственные связи с помещиком имения Поддубье Себежского уезда, а в настоящее время Пустошкинского района Офросимовым Яковом Никандровичем (1862-1946), членом Государственного совета, о котором были мои ранние публикации. Скорее всего, родственниками являются и Карташовы, проживавшие в Невельском и соседних с ним районах, трагическую судьбу которых удалось проследить.

Вот некоторые из них. Карташова Ольга Михайловна, 1891 г. р., уроженка г. Опочки, служащая, арестована в июле 1927 г., осуждена органами ОГПУ на 3 года лишения права проживать в погранзоне. Реабилитирована 31 декабря 2002 года. Карташов Петр Михайлович, 1909 г.р., уроженец деревни Новинки Невельского района, военнослужащий. Арестован 19 января 1942 г. Приговорен Военным трибуналом 13-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта к расстрелу. Реабилитирован 11 октября 2001 года. Карташов Дмитрий Иванович, 1907 г. р., уроженец д. Филково Новосокольнического р-на, военнослужащий, арестован 13 марта 1942 г., осужден в сентябре 1942 г. на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован 8 февраля 2001 г.

Это всё, что мне удалось найти о представителях дворянского рода Карташовых, связанных местом проживания с нашим краем. Конечно, исследование этой темы можно продолжать. Мне удалось через Интернет связаться с людьми, носящими эту фамилию. Но пока связей с названными мною Карташовыми не прослеживается. Да и никто из них, к сожалению, не знает своих потомков далее дедушек и бабушек.

Тамара Яковлева,

краевед

На снимке: Елена Грошева у памятника прадеда Мюлленберга

Мы идём по городу
13 июня 2019
Пятого июня в парке с детьми из лагеря отдыха и оздоровления, организованного при центре образования, прошла игровая программа посвящённая правилам дорожного движения «Мы идём по городу». Светлана Мандарева
Новости с планёрки
26 апреля 2019
В администрации района
Она прожила счастливую жизнь
13 июня 2019
Надежда Ивановна рано познала, что такое тяжелый труд. Научилась всему и землю пахать, и хлеб жать, и коров доить. Работа дояркой стала для нее основной профессией на долгие годы.
Родину любить - Родине служить!
11 апреля 2019
Служба в армии
О капитальном ремонте крыши
26 апреля 2019
В администрации района
Поход к боевым высотам
11 апреля 2019
К 75-летию освобождения района