Новоржев – Слобода
Из Новоржева доехать до Слободы можно через Адорье – Сорокино – Махновку – Лютые Болоты. Более длинной дорога будет через Выбор – Остров – Шмойлово – Лютые Болоты. И более затратной по времени. Содержание дороги Остров – Порхов не лучшее. Дорога через Сорокино и Махновку привлекает еще и окрестными пейзажами – идет она через Судомскую возвышенность рядом с известной горой Судома.
В деревне Лютые Болоты нам нужно повернуть налево. Проехав по хорошо сохранившемуся старому асфальту до деревни Гальчиха, еще через пару километров мы попадем в Слободу. Здесь на перекрестке надо повернуть налево, и тут за кладбищем мы увидим цель нашего визита. Это Спасская церковь.
Сегодня, приехав в это удивительное место, можно увидеть, как кто-то приступил к расчистке и восстановлению разрушенных стен этой известной в прошлом монастырской церкви. Церковь окружают уже старые строительные леса. Причины остановки ремонта нам неизвестны. Проходить внутрь церкви мы не решились – своды с выпавшими кусками плиты не внушали уверенности в безопасном пути. Обошли здание кругом. Весьма впечатляет своими размерами бывший храм Великопустынского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Эта церковь – практически единственное, что осталось от него, основанного в конце XIV века.
Первое письменное упоминание о монастыре связанно с тем, что именно в этом монастыре принял иночество псковский князь Григорий, умерший в 1418 году. В Псковской летописи (Синодальном списке) есть прямое указание на то, что князь принял иночество в Великопустынском монастыре.
Самой известной святыней этого монастыря является уникальная и древнейшая икона Псковской школы середины XIV века Спас Вседержитель. По легендам, эта икона помогала от мора и пожаров, защитила монастырь в 1426 году от литовцев. В августе 2010 года она была передана из Псковского музея на «временное хранение» в Спасо-Елеазаровский монастырь.
Согласно устному преданию, икона Спасителя «явилась» в ноябре 1352 г. после пожара ниже места сгоревшего храма «на дубу на берегу озерка». Пень от этого дуба позже был замурован в свод церкви, построенной на месте чуда.
По летописным данным, в 1352 г. был сильнейший мор «с весны до осени» во Пскове и близ, от которого осталась лишь третья часть жителей. Может быть, такое совпадение событий не случайно, и «явление» иконы Спасителя сопрягалось с молитвами о спасении от страшной моровой язвы. Известно, что в случае мора псковичи иногда возводили «одним днем» Спасские церкви.
Как сообщает летописец, чтобы отвести свирепствовавшее моровое поветрие, 14 сентября 1420 г. жители построили и освятили церковь Спаса на древнем основании храма св. Власия. Возможно, икона стала личным вкладом одного из богатых псковичей.
После упразднения монастыря Спасская церковь стала приходской, а в 1895 году был пристроен дополнительный придел и проведены укрепляющие работы. В 1993 году специалисты проводили обмеры церкви и сняли часть штукатурки с наиболее интересными граффити. Средневековые русские граффити на штукатурке – нынче большая редкость. Спешите – и вы еще сможете увидеть остатки старых граффити на стенах, оставленные несколько столетий назад, увидеть голосники и остатки деревянных балок, вмурованных в стены.
Владимир Егоров.