Газеты
актуально

Свои права надо знать и уметь их защищать

16 марта 2017
•••Сегодня, 15 марта, отмечается Всемирный день защиты прав потребителя. В этом году Международной федерацией потребительских организаций особое внимание уделяется защите прав потребителей в сфере электронной коммерции, то есть покупкам через Интернет, однако не стоит забывать, что потребитель должен быть защищён не только в этих случаях, но и в самых разных ситуациях, возникающих при совершении покупки, будь то приобретение товара в интернет-магазине или обычной торговой точке Порховского района. Как вести себя, если вы считаете, что ваши потребительские права нарушены, – в нашем интервью с заместителем начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Псковской области Ольгой КОЛЬЦОВОЙ.

– Ольга Игоревна, время не стоит на месте, покупки через Интернет набирают всё большую популярность, поэтому в этому году Всемирный день защиты прав потребителей было решено провести под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху». Насколько это актуально для нас, жителей небольшого райцентра?

– К сожалению, далеко не все потребители считают нужным защищать свои права при покупках через Интернет, полагая, что их действия не принесут никакого результата, и совершенно напрасно, главное – знать законы и применять их на практике. Если вы приобретаете какую-то вещь в Интернете, стратегия защиты своих прав точно такая же, как при покупке товара в розничной сети. Например, вас не устраивает качество товара, приобретённого в интернет-магазине. В этом случае следует обратиться к продавцу с письменной претензией и попросить продавца обменять товар или вернуть деньги. Покупатель имеет право на возмещение всех убытков, в том числе почтовых расходов. Продажа некачественного товара – это нарушение условий договора между покупателем и продавцом, ведь мы изначально заказываем качественный товар. 

Обычно продавцы идут навстречу пожеланиям покупателя. Но если продавец упорно сопротивляется и не хочет компенсировать убытки, следует обращаться в суд. Но, повторюсь, такое случается крайне редко, ведь продавцы интернет-магазинов прекрасно осведомлены об ответственности за нарушение закона.
– Несмотря на растущую востребованность Интернета, всё же чаще всего мы покупаем товары в магазинах рядом с домом. С какими наиболее частыми жалобами обращаются в Роспотребнадзор покупатели?
– К нам нередко обращаются с жалобами по поводу обмана покупателей. Самой распространённой ситуацией является несоответствие цены, указанной на ценнике, и суммы в чеке. В основном это нарушение касается товаров по акции. Внимательно изучайте ценники, запоминайте цены. Если на кассе вас ожидает «сюрприз» в виде цены, смело жалуйтесь в администрацию магазина. Вам обязаны вернуть разницу. Если продавец отказывается это сделать, то вы можете вернуться в торговый зал, сфотографировать ценник, затем написать жалобу в администрацию магазина с просьбой сделать перерасчёт, предоставить чек и фотографию. 
– Часто бывают ситуации, когда человек купил товар, но, придя домой, пожалел о покупке, например, цвет одежды ему не понравился, или срок годности на продуктах «просмотрел», или купленная бытовая техника тут же вышла из строя...
– Есть категория товаров, которые по закону нельзя вернуть назад в магазин без уважительной причины (если нет брака, дефекта, «просроченности» и т.д.), просто потому, что этот товар вам впоследствии разонравился. Это предметы личной гигиены (например, зубные щётки, парики, расчёски), парфюмерия, лекарства, ювелирные изделия, растения и животные и т.д. – перечень достаточно большой.  
Напомню, что предметы одежды, не подходящие по цвету и фасону, можно сдать или поменять в течение 14 дней с момента покупки при условии, что сохранены все бирки и одежда не была в эксплуатации. 
Отдельный разговор о пищевых продуктах. К сожалению, иногда бывает, что покупатель, не посмотрев на сроки реализации, приносит домой из магазина так называемый «просроченный» товар. В этом случае налицо нарушение. Вы можете сигнализировать об этом факте в местный отдел управления Роспотребнадзора и тем самым инициировать проверку в магазине. Ну и, разумеется, вы должны обратиться к продавцу за возмещением убытков.  
О том, как действовать, если не по вашей вине в условиях правильной эксплуатации произошла поломка бытовой техники, наверное, знает каждый, но всё же считаю необходимым кратко остановиться на этом. Если в течение 10 дней с покупки обнаружена поломка скрытого характера, покупатель имеет право на обмен товара, ремонт и возврат денег. Продавец не должен навязывать вам, к  примеру, только ремонт, ваше право сделать выбор по своему усмотрению. Не хотите ждать, пока отремонтируют, – требуйте возврата денег, имеете право. Не возвращают? Пишите претензию в магазин, в течение месяца ждите ответа – и смело обращайтесь в суд. Как правило, добросовестные владельцы магазинов дело до суда не доводят. Вашей официальной претензии им вполне достаточно, чтобы разрешить дело мирным путём. Кроме того, не надо забывать о гарантийном сроке, в течение которого продавец обязан отправить товар в ремонт.  
– Не только в магазинах нарушаются права потребителей, бывает, что этим «грешит» сфера услуг. Например, по почте приходит посылка с повреждённой упаковкой. Что делать?
– В этом случае потребитель должен обратиться к оператору почтовой связи. В присутствии потребителя, т.е. вас, составляется акт о нарушении целостности упаковки, проводится взвешивание посылки, затем её вскрывают, смотрят, не повреждено ли содержимое посылки. И если такое произошло, составляется претензия. Убытки вам компенсируют. Не согласятся – подавайте в суд!
– Мы много говорим о правах покупателей. А у продавцов есть права?
– Конечно. Если продавец не согласен с тем, что проданный товар изначально имел недостатки, целесообразно провести экспертизу, на которую обязательно в письменной форме пригласить потребителя (участвовать в ней или нет – его право). Оплачивает экспертизу продавец. Но если будет доказано, что недостаток товара возник не по вине продавца, а, соответственно, потребителя, покупатель должен возместить средства, потраченные на проведение экспертизы.
При получении претензии потребителя нужно строго соблюдать сроки её рассмотрения, иначе потребитель в судебном порядке может истребовать взыскание неустойки и штрафа за отказ от удовлетворения требований в добровольном порядке. Для защиты прав продавца при поступлении претензии важно правильно оценить требования потребителя, постараться урегулировать спорный вопрос на досудебной стадии.
Ни покупателю, ни продавцу не надо бояться защищать свои права, при этом уважая друг друга и стараясь любой спор закончить миром.
Подготовила 
Наталья Рассадина
40 лет - время побед
11 августа 2017
Почему я выбрал такой пафосный заголовок, объясню чуть позже. А начну с брежневского «застоя». Это плохое слово я сознательно беру в кавычки, потому что с каждым годом всё больше убеждаюсь, что никакого «застоя» и не было. Те, кто о нём пишет, либо плохо знают историю, либо сознательно врут в угоду непонятно кому. В семидесятые годы прошлого века была в основном решена проблема жилья, начатая ещё при Хрущёве. Строились и промышленные предприятия. Наглядным примером тому является наш известковый завод – один из самых крупных в России, который в эти дни отмечает свой сорокалетний юбилей. А ещё пятиэтажные «хрущёвки» 44-го квартала, вмещающие в общей сложности около 700 благоустроенных квартир. За всю свою историю Россия не переживала такого строительного бума. А в Порхове уже двух этих примеров достаточно, чтобы опровергнуть утверждения о «застое». Этот материал подготовлен на основе воспоминаний ветеранов труда известкового завода. Многие из них и сейчас работают там со дня пуска завода в эксплуатацию.
Все поселения района участвуют в областных конкурсах
11 августа 2017
•••Полным ходом идёт работа по определению победителей второго областного конкурса «Лучшее поселение Псковской области». В 2017 году в конкурсе принимают участие 20 городских поселений и 23 сельских. Четыре заявки было подано от Порховского района, все они конкурсной комиссией приняты.
Доктор Боня
11 августа 2017
•••Четверо детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях, недавно побывали на занятии по иппотерапии в Волышово.
Почему не дают билет в баню после 8 вечера?
11 августа 2017
«По расписанию наша городская баня работает до десяти часов вечера, но почему-то билеты на помывку прекращают продавать уже в восемь часов, то есть за два часа до закрытия. Хотелось бы узнать, почему?» – спрашивает порхович Егор Чернышов. Отвечает арендатор бани – индивидуальный предприниматель Сергей Кириченко:
К Дню физкультурника. Всё больше людей ходят на стадион
11 августа 2017
•••Было ещё 9 часов утра, а на городском стадионе, на площадке для воркаута, уже копошилось несколько мальчишек разного возраста под присмотром взрослого мужчины. Пройдёт ещё несколько часов, и людей на стадионе прибавится. Всё больше порховичей, гостей города и жителей окрестных деревень предпочитают проводить свой досуг именно здесь.
Зонтик, сеющий болезни си мерть
11 августа 2017
•••В Интернете можно найти карту-схему распространения Борщевика Сосновского. Псковская область выделена на схеме красным цветом, что означает самую высокую степень распространения вредоносного растения. Если не принять кардинальных мер, нас ожидает масштабная экологическая катастрофа. Впрочем, первые её признаки уже проявились во всей своей красе.