Зависимость или вредная привычка?
В прошлую пятницу в Новосельской школе состоялся семинар для педагогов по теме «Организация работы по формированию культуры здоровья в образовательной среде». Провела его заведующий отделением по организации и координации профилактической работы ГБУЗ «Областной центр медицинской профилактики» Ирина Гайдук.
Тема на сегодняшний день актуальная, но какова эффективность этой работы? Именно с таким вопросом Ирина Николаевна обратилась к педагогам, участникам семинара. Мир изменился, подростки изменились, изменились и подходы к профилактике. Поэтому совершенно неверна позиция отдельных педагогов, утверждающих, что в работе они основываются на собственном опыте.
За несколько часов педагоги узнали (или вспомнили), что такое профилактика, задачи профилактической работы, чем отличаются вредные привычки и зависимость, как выстроить систему работы по формированию здорового образа жизни в образовательном учреждении.
Одним из интересных и важных моментов встречи стала интерпретация Ирины Николаевны жизненной программы человека. Если представить всю жизнь в виде координатной прямой, то формируется эта программа с рождения до шести лет, затем до 12 лет она закрепляется, позже идет процесс ее реализации. Повлиять и что-то изменить можно в период с семи до 12 лет, позже никакая профилактическая работа не будет эффективна без понимания человеком проблемы и собственного желания изменить свою жизнь. Поэтому так важно говорить детям «ты молодец, у тебя все получится», а не отталкивать в раздражении: «отойди, дебил, не мешай».
Исходя из этой координатной прямой, становится ясно, что начинать профилактическую работу с ученикам и девятых-одиннадцатых классов уже практически поздно, у ребят достаточно знаний о проблеме, но вот мотивация для изменения ситуации отсутствует. Да и взрослым нередко совершенно нечего предложить взамен той мотивации, которая толкает подростков к началу употребления табака, алкогольных напитков, психоактивных веществ.
Кроме вопросов профилактики химической зависимости, педагоги говорили и о нехимической зависимости – от интернета, мобильного телефона, шопоголизме, пищевой, адреналиновой и даже такой зависимости, как сквернословие. Остановились на причинах агрессии в детской и подростковой среде, видах школьного насилия. Главной задачей образовательной организации была названа не только дать знания, но и подготовить ребенка к жизни, воспитать ответственную и самостоятельную личность.
Завершился семинар просмотром и обсуждением двух короткометражных фильмов – «Все хорошие люди» и «Филин». Возможно, впоследствии эти фильмы увидят и учащиеся школ района. Не менее важно и родителям посмотреть и обсудить с педагогами и детьми эти короткометражки. Потому что без активного участия родителей и их содействия педагогам никакая самая научно обоснованная программа профилактической работы не будет эффективной. Ни один ребенок не услышит доводов специалистов, если в семье курят, употребляют алкоголь, не считают нужным прислушиваться к советам учителей, психологов и прочих специалистов.