Образование и просвещение в Печорском крае
Печорская средняя школа №1 ведёт своё начало с 24 ноября 1944 года. Первым директором школы была Питкина Софья Наумовна (с 1944 по 1947 годы).
В 1947- 1948г.г.- директор Кузин Алексей Карпович. С 1949 по1966 годы - директор школы Заслуженный учитель РФ Демидов Фёдор Иванович, участник Великой Отечественной войны, умелый, твёрдый и принципиальный руководитель педагогического коллектива. Опытный биолог, страстный садовод, разбил сад при школе, в котором его ученики успешно проводили экспериментальные и опытнические работы, с результатами которых в дальнейшем принимали участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
С глубокой благодарностью выпускники послевоенных лет вспоминают своих учителей Бардину О.В., супругов Ясновых, супругов Афанасьевых, Ассиновского С.Б., Кокорину А.А., Румянцева Н.П., Романова М.Е., Масленникову О.С., Сарва Р.Я.
В середине 50-х годов в школе работали супруги Мироновы , Багмат Н.С., Плешкова Н.А., Александрова (Мазкова) М.А., Щегольков Г.И., Боброва Н.П., Филиппова Е.Г., Парамонов Л.Т. - замечательные учителя, профессионалы своего дела, оставившие о себе добрую и благодарную память.
В 1945 году был создан Печорский специальный детский дом №1. В нём нашли приют дети, чьи родители погибли во время ВОВ. Заботу, тепло, уют в нелёгкие послевоенные годы осуществляли воспитатели и работники детского дома, неравнодушные к чужому горю. Директор Шонина Анна Петровна была именно таким человеком, строгим и добрым, требовательным и чутким. Это она создала сплочённый коллектив взрослых и детей, напоминавший большую семью. Несмотря на лишения послевоенных лет, дети были здоровы, сыты, аккуратно и добротно одеты. Крузе Евгения Ефимовна - заместитель директора по учебной и воспитательной работе, добросовестная, энергичная, неустанная в своих обязанностях. О неуспевающих в школе не было речи. С 1947 года работала в детдоме фельдшер Михайлова З.Н., ветеран ВОВ, чья требовательность гигиены, соблюдения санитарных норм, порядка была неукоснительной. Данилова О.Т, Райкова Л.А., Воробьёва Т.А., Пименова М.Н., Лебедев, Николайтист В.И., Толкачёва Г. Е. - воспитатели, через чьи добрые и заботливые руки прошли сотни детей.
В 1946 году открыла свои двери Печорская начальная школа №4, в 1950 году она была преобразована в семилетнюю школу №4( позднее - школа №3). Первым директором школы (1946-1950) был Слесарев Николай Евгеньевич. В 1950-1951 годах - директор Яснов Василий Гаврилович. Дозорцев Самуил Самсонович руководил школой с 1951 по1954 годы. Следующий с 1954 года по 1967 год директор - Василий Николаевич Петровский. Он закончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Начало педагогической деятельности с 18 лет: учитель, завуч, директор, заведующий РОНО. Ветеран ВОВ. Способный и справедливый организатор педагогического процесса, отличный историк, умный и добрый учитель. Незабываемы имена учителей Смирновой В.И., Смирновой Н.Б., Бессчётновой А.С., Новиковой А.В., Добровольской В.А., Ильиной Г.В., Семёновой Л.И.(Кербе), Вилюжанина И.П., Васильева А.Л., так бескорыстно отдававших свои знания и так преданно служивших своему делу.
В 1947 году в Печорах был открыт филиал Псковской детской музыкальной школы, на базе которого позднее была создана Печорская детская музыкальная школа. Был объявлен приём детей первоначально в классы фортепиано и скрипки. Первым директором школы была Елизавета Абрамовна Гринберг, пианист, имевшая в пору своего назначения богатый опыт преподавания. Среди первых педагогов школы по классу скрипки - Кравмейстер, Тарабукин, по классу баяна - Тарасов В.
С 1956 г. класс фортепиано вела М.Ю.Сельге. Телякова (Костомарова) Галина Фёдоровна поступила на работу в Печорскую детскую музыкальную школу после окончания Калининского музыкального училища. Специалист по сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературе. Все годы своей педагогической деятельности - талантливый руководитель и дирижёр детского хора. С 1956 года продолжительное время являлась директором школы. Доброжелательная, открытая, всегда готовая помочь молодым коллегам. В бытность её директором школы широкое развитие и серьёзный резонанс получила культурно-общественная работа. Проводились лекции-концерты, посвящённые великим композиторам (П.И.Чайковскому, М.И. Глинке и т.п.), академические концерты с выступлениями учеников по всем специальностям. Дети выезжали с концертами в сельские школы. Ежегодно устраивались в конце учебного года отчётные концерты. В школу приглашались известные музыканты, дававшие камерные концерты и мастер-классы.
В 1954 г. был торжественно открыт Дом пионеров. До этого кружковая работа с детьми проводилась при Доме культуры. Одним из известных директоров той поры была Чернышева В.П., она сумела в короткий срок организовать работу таким образом, что городские школьники уже в первые годы занимались в различных кружках. Руководители кружков: Суур М.А.(кройки и шитья), Сорокин А.Г. (столярный), Шварц В.Ф.(драматический), Климчук Е.А.(фото и авиамодельный), Олеск Н.О.(судомодельный), Устав А.К.(духовой оркестр), Бельская Н.Ф.(Калинина) (танцевальный), Калинин А.Л. (шахматный), Поляков Е.М. (аккомпаниатор, хоровой кружок, учитель пения в нескольких школах города).
Дети послевоенных лет не были избалованы современными технологиями — мобильными телефонами, смартфонами, ноутбуками, телевидением и интернетом. И, может быть, поэтому их так привлекала творческая деятельность и возможность проявить себя в ней. Кружки Дома пионеров были переполнены. Многие кружковцы после окончания школы избрали дальнейшую свою учёбу, согласно с занятиями в кружках, развивших их интересы и повлиявших на будущий выбор профессии. Если это не случалось, то, несомненно, приобретенные навыки оставались их увлечением или хобби.
В послевоенные годы заработала и вечерняя школа, или как она тогда называлась — Школа рабочей молодёжи. Открытие такой школы было остро необходимым. Восстановление народного хозяйства требовало рабочих рук, не всегда и не все молодые люди могли продолжать учёбу в средней школе, иногда ещё и из-за материальных возможностей, так как в первые послевоенные годы учёба в старших классах дневной школы была платной. В первом педагогическом коллективе школы работали часто учителя-совместители, позже школа имеет уже своих постоянных учителей. Первые директора школы - Веткин, Шубин Н.Г. Выдающуюся роль в становлении вечернего образования сыграла Фёдорова Лилия Петровна. Она закончила Ленинградский государственный университет, философский факультет, отделение психологии, а также аспирантуру Ленинградского педагогического института им.Герцена. Директор школы с 1958 года, педагог высокой квалификации, эрудит, принципиальный и последовательный руководитель, отлично понимавшая сложности и проблемы вечернего образования. За годы своей работы заслужила высокий авторитет среди своих коллег, учащихся, жителей города и района. В школе работали также учителя Белянина В.М., Александрова А.М., Дивнова А.Н. и др.
Город Печоры в период 1945-1955 годов являл собой многолюдный молодёжный центр. Кроме названных школ, педучилища, здесь ещё имелись фельдшерско-акушерское училище, ветеринарный техникум, торговая школа, автошкола. И все названные образовательные учреждения были обеспечены соответствующими кадрами. Несмотря на трудности послевоенного времени, учителя с честью выполняли свой профессиональный долг, передавая свои знания подрастающему поколению, активно участвуя в общественной жизни города и района.
И можно заключить словами Яна Амоса Коменского: «Им была вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем».
Л.Талалаева