Газеты
Встречи

"Прекрасна гармония всюду, искусства она торжество"

19 мая 2017
В Новосельском доме-интеранте для престарелых и инвалидов состоялся концерт артистов областной филармонии.

В середине апреля в Новосельский Дом-интернат с концертом в очередной раз прибыли желанные артисты из областной филармонии. Их ансамбль, названный в честь родного города, известен поклонникам русской музыки как образец профессионального единства и постоянства. Коллектив в своё время стал обладателем Гран-при I Международного фестиваля-конкурса исполнителей на многострунных инструментах, лауреатом премий Администрации Псковской области, а также удостоился чести быть вписанным в книгу «Золотая летопись славных дел к 1100-летию города Пскова».
 Как только зазвучал колокольный звон, в воображении возник восход солнца на Руси с её деревеньками, церквушками-луковками, белоствольными берёзами да свежескошенной травой на разноцветных лугах. Исстари этот поднебесный гул служил оповещением о важных событиях, помогал найти дорогу сбившимся с пути странникам, наполнял сердца прихожан радостью, а тела – здоровьем, так как побеждал вирусы и защищал от эпидемий.
 На фоне перезвона полилась чистая музыка, растворяясь в пространстве и даря слушателям удивительную красоту, которую нельзя потрогать, а можно только почувствовать и сохранить в памяти. Мелодическая гармония так же неосязаема, как и всё, что наиболее ценно в жизни – порядочность, ответственность, умение дружить, способность верить, любить и слышать друг друга…
 Напевный мотив сменился заливистой плясовой, как будто на сельском празднике появился долгожданный гармонист, бойкими переборами тут же поднявший с насиженных мест хохотушек в ярких сарафанчиках и весёлых ребят, задавших перед ними задорного трепака!
 Между номерами ведущая Наталья Сурикова, одетая в народный костюм, знакомила зрителей с историей музыки, после чего владелец представленного инструмента в следующем произведении солировал, показывая его технические возможности. При этом на экране телевизора, как в детском калейдоскопе, чередовались красочные видеозарисовки, соответствующие настроению дальнейших композиций, и иногда высвечивалась надпись «играйте, гусли, пой, душа!».
 Гусляров-сказителей наши предки не только почитали, но и верили, что дивные звончатые переливы их деревянных ящичков способны исцелять болезни. Сохранились народные предания о заморском госте Соловье Будимировиче, которого за игру на гуслях полюбила завидная невеста Забава Путятична; о богатыре Добрыне Никитиче, ловко управлявшемся со старинными звонкогудами и умело натягивавшем «тетивочки шелковые на тыя струны золочёные»; о новгородце Садко, ходившем с гусельками яровчатыми (кленовыми) по пирам веселить людей посадских и сумевшем своей разудалой музыкой распотешить самого царя морского.
 Зазвенели капельки серебряных звуков, похожих одновременно на тиканье волшебных часиков и журчание родниковой водички. Это к гуслям прикоснулись подушечки пальцев Ирины Ивановой. «Бум-м-м, бум-м-м», – отозвалась ей мерными тягучими ударами бас-гитара, словно звонарь где-то вдалеке растревожил на колокольне многотонного исполина.
 Совсем другую историю о прощании с миленьким на Муромской дорожке поведала домра в руках Маргариты Тепонайнен. Закружившись затейливыми кружевами вариаций вокруг знакомого мотива, повествование отразило целую гамму переживаний: от тревоги и отчаяния в момент накатившей кульминации до выплаканного смирения перед судьбой, выраженного дрожащим тремоло и почти неслышно завершившим историю личной драмы.
 Зато когда наступила пора познакомиться с обработкой цыганской песни «Мар, дяндя» («Танцуй, девушка»), домристка вместе с соседкой от переполнявшей их радости дружно смеялись, успевая при этом в бешеном темпе точно попадать в нотки!
 Так могло случиться, что уникальный инструмент, издающий с помощью маленького медиатора певучие вибрирующие звуки, никто из нас не услышал бы, потому что домра во времена странствующих скоморохов вызывала у церковных людей большое недовольство. Всё то, что свистело, бренчало или гудело, чаще всего принудительно отправлялось на костры, чтобы потешники не отвлекали народ от тихого смирения, благости и послушания. На 200 лет умолк голос домры, и лишь в одной северной деревушке на чердаке чудом уцелел её единственный экземпляр. Благодаря найденному образцу трёхструнная певунья стараниями умельцев благополучно возродилась.
 В конце XIX века петербургский скрипач Василий Андреев создал первый русский народный оркестр. Некоторые специалисты признавали его одним из самых совершенных творений в мире музыки. Руководитель коллектива доказал, что домры и крестьянские балалайки в содружестве с другими инструментами могут звучать возвышенно и благородно. Успех был ошеломляющим, казалось, что необозримые просторы самой матушки-земли запели неслыханным доселе сочетанием тембров. На 25-летнем юбилее ансамбля в 1913 году Фёдор Шаляпин сказал Василию Васильевичу: «Ты пригрел у своего доброго тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную красавицу, покорившую… весь мир». В Мариинском театре тогда присутствовал с семьёй и государь Николай II, после чего группа артистов вскоре стала именоваться «Императорским Великорусским оркестром».
 В Новоселье возможности балалайки продемонстрировал Александр Поторочин. Его композиция «Клён ты мой опавший» напомнила до боли знакомые есенинские стихи, в которых поэту, приникшему к дереву, ностальгически хотелось распевать песни «под метель о лете».
 Сменив струнный инструмент на духовой, музыкант на зычной жалейке проиграл заводную плясовую «Березничек».
 В XIX столетии существовали гармони, звучавшие только в одной тональности. В 1907 году мастер Пётр Стерлигов изготовил совершенно новую гармонику с разнотональным строем. Он трудился над ней более двух лет и назвал в честь эпического певца Бояна.
 На экране появились кадры из рисованного мультика о старом извозчике, поющем песенку своей запряжённой лошадке о минувших годах, когда они лихо мчались не по асфальту, а по булыжной мостовой. Под этот ролик о верных друзьях Илья Хмелёв мастерски перебирал баянные кнопочки, пользуясь также интересным приёмом владения мехом, а гитарист Николай Кохановский, работающий в ансамбле «Псков» со дня его основания, выдавал упругий синкопированный джазовый ритм, вызывающий желание пританцовывать прямо на стульях. За перкуссию (шумовое сопровождение) отвечал Александр Щелканов, который по совместительству трудится и в симфоническом оркестре филармонии.
 Музыкальный руководитель группы – композитор и клавишник Андрей Евстафьев – за высокое профессиональное мастерство отмечался не только Почётными грамотами и Благодарностями областного Государственного комитета по культуре, но и Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.
 Настоящей «жемчужиной» концерта стала обаятельная вокалистка Елена Федина, обучавшаяся на факультете русского языка и литературы в Псковском педагогическом университете и попавшая в студенческий самодеятельный коллектив «Плескава», с которым продолжает выступать и по сей день.
 Появившись в золотистых сапожках, расшитой оранжевой блузочке и юбке из узорчатых платочков, она, подобно солнышку, светилась улыбкой, пела русские песни и озорно притопывала каблучками. Выйдя в зал во второй раз, как лебёдушка, в белом длинном платье, певица заворожила публику красивейшим вокализом некрасовской казачьей песни. После выступления можно было услышать отзывы, что Леночка «как животворная вода, даёт силы жить».
 Артистка долго и тщательно готовилась к запланированному сольному концерту, который на днях состоялся в филармонии. Время его проведения ей предложили выбрать между октябрём и маем, и она решила, что весна ей по духу ближе!
 Директор дома милосердия – Юлия Валентиновна Васильева – преподнесла гостям огромный традиционный пирог, позаботилась о букетах, подготовила благодарственные письма для Е. Фединой и ансамбля, выразив в них искреннюю радость за многолетнее сотрудничество, незабываемые впечатления, теплоту отношений между организациями. Она также пожелала псковичам дальнейшего процветания и личного счастья.
 Несколько человек влились в коллектив в 1997 году, поэтому нынче у них 20-летний юбилей. Здоровья вам, дорогие хранители музыки, и ещё многая-многая лета! Сила вашего искусства, как сказал Н. Заболоцкий, «поднимает над миром сердца».
 Большое спасибо всем участникам мероприятия за доставленную радость, а Елене Ивановне Волковой – за спонсорскую поддержку, благодаря которой этот концерт состоялся!
 Елена Михайлова.
 Фото Юлии Васильевой.
 

Созвездие талантов
8 мая 2019
Немало есть популярных конкурсов: «Новая волна», «Золотой Орфей», «Славянский базар», «Евровидение»…
Удар держали достойно!
8 мая 2019
В начале апреля в Пскове прошел открытый городской турнир по кикбоксингу, в котором приняли участие команды из городов Псков, Печоры, Остров, Великие Луки, а также нашего района. Всего – более 120 человек.
Лесные пожары и ответственность за них
8 мая 2019
Вот и наступили долгожданные теплые солнечные дни. Такая погода, конечно же, манит на природу. Но, отдыхая, человек нередко наносит вред окружающей среде. И именно он в большинстве случаев причастен к лесным пожарам – либо неосторожное обращение с огнем при разведении костров, сжигании травы, курении и так далее, либо умышленный поджог.
Пенсии по графику
8 мая 2019
Май радует нас большим количеством выходных дней. А вот пенсионеры по этому поводу переживают, в какие сроки им будут выплачены пенсии за май.
Ура! Побежали!!!
8 мая 2019
Делимся спортивными новостями
На стадионе навели порядок
8 мая 2019
Не успели мы рассказать о работе созданного в микрорайоне коттеджей в Стругах Красных территориального общественного самоуправления (ТОС), которое так и назвали «Коттеджи», как узнали, что активисты продолжили свои добрые дела по наведению порядка на своей территории.