Газеты
Служба новостей

О религиозной культуре и светской этике на школьном уроке

21 июня 2017
О религиозной культуре и светской этике на школьном уроке

Один из самых острых вопросов, стоящих сегодня перед родителями, обществом и государством в целом – вопрос духовно-нравственного воспитания детей. В связи с этим возникает острая необходимость развития такого серьёзного направления работы с молодёжью, как повышение внимания к культурному наследию народа, населяющего наше государство. Так или иначе, но задумываясь о будущем, мы неизбежно обращаемся к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. В связи с этим мы предлагаем для ознакомления информацию, полученную из Государственного управления образования Псковской области.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4 класса – первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей.

Введение с 1 сентября 2012 года обязательного изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) – реальный шаг в этом направлении. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения предметную область и учебный курс ОРКСЭ, на который в примерном учебном плане отводится в 4 классе 1 час в неделю (34 часа в год). Комплексный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей (основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики). Во всех общеобразовательных организациях Псковской области в апреле родители учащихся 3-их классов после проведения родительских собраний или анкетирования пишут заявления директору школы, в котором указывают выбранный для изучения ребенком модуль курса ОРКСЭ. Что выбирают? По результатам проведённого мониторинга на этот вопрос можно ответить. И даже сравнить ситуацию с предыдущими годами. Так, в 2016-2017 учебном году из 6001 детей, обучающихся в 4-х классах, основы мировых и религиозных культур изучали 710 человек (11,8 %), основы светской этики – 3240 человек (54%), основы православной культуры – 2037 человек (34%), основы иудейской культуры – 7 детей, основы буддийской культуры – 1 ребёнок, основы исламской культуры – 6 детей. Если сравнивать с учебным годом 2014-2015, то практически на этом же уровне было количество детей, изучающих основы мировых и религиозных культур, основы светской этики изучали 3751 ребёнок (62%), основы православной культуры привлекали 1666 человек (27%), основы иудейской культуры – 3 человека, основы исламской культуры – также 3 человека, основы буддийской культуры не выбрал никто.

Практически всегда, когда речь идёт о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики», возникает вопрос о том, кто его ведёт. Среди педагогов, осуществляющих преподавание ОРКСЭ, 93% составляют учителя начальных классов, 6% – учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, 1% – священнослужители. 252 учителя (84%) имеют высшее педагогическое образование. В процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповую, проектную деятельность, составление словаря терминов, галереи образов), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование. Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности краеведческой направленности. Оценки по этому курсу учащимся не ставятся.

На средства областного бюджета были закуплены необходимые учебники. По данным мониторинга в настоящее время в библиотеках школ процент обеспеченности учебниками – 94,5%.

По материалам Псковинформагентств

 

«Мы чтим сынов Отечества»
22 июня 2017
«Мы чтим сынов Отечества»
История одного воина
22 июня 2017
История одного воина
ВНОВЬ ВСТРЕТИЛИСЬ С ПУШКИНЫМ
22 июня 2017
ВНОВЬ ВСТРЕТИЛИСЬ С ПУШКИНЫМ
Операция «Мак-2017»
22 июня 2017
Операция «Мак-2017»
Рабочее совещание
22 июня 2017
Рабочее совещание у Главы района
Получили услуги
21 июня 2017
Получили услуги