Газеты
рубрика новая

Так для них закончилась оккупация

10 августа 2017
Уже два раза мы для подготовки газетного материала использовали воспоминания печорского старожила Михаила Богатова, чтобы донести до читателей сведения об истории интересного старинного пригорода Печор – деревни (сейчас улицы) Малая Пачковка. Михаил влюблён в свою «малую родину», по крупицам собирал сведения о её истории. Внимательно слушал и запоминал рассказы своих родителей. Родители сами многое пережили, а также хранили предания, услышанные от своих родителей. Получилась своеобразная эстафета памяти. Сегодня - о том, как проходила вторая половина оккупации нашей земли с точки зрения людей, на ней живших. Как она закончилась. Без всякого «исторического охвата» ситуации на фронтах. Просто, что сами видели и пережили.

Дом, где жили родители  Михаила Богатова,  сохранился.  Он стоит рядом с местом, где продолжение улицы Мелиораторов выходит на Изборское шоссе.  К слову сказать,  старая изборская дорога как раз и проходила по улице Мелиораторов. Большое широкое шоссе, ведущее на Изборск,  которое  сейчас начинается от поста ГИБДД,  было открыто в первой половине 70-х годов.  О торжественном его открытии был снят фильм,  который не раз показывали в  городском кинотеатре.  Но это к слову.  Вернёмся в военные годы.
Неподалёку от родительского дома Михаила Богатова был неизмеримо более крупный объект, о котором сейчас, считай,  ничего не напоминает ( таковы шутки истории).  Имеем в виду большой,  значимый для  всей северо-западной группировки немецких войск аэродром  у деревни Барканово.  Самолёты с этого аэродрома контролировали обширное  воздушное пространство, включая  ленинградскую зону.  В основном тут базировались истребители.  Аэродром был окружён не-сколькими поясами противовоздушной обороны.  Стояли зенитки  и неподалёку от дома Богатовых,  у деревни Булатново.  Ближе, в ельнике,  слева от дороги, были  палатки для фашистских солдат.  Они были тёплые,  в них жили даже зимой.  В березнике – столовоя.  А в большом гумне оборудовали даже кинотеатр для солдат. В общем,  обустроились. Тут  размещалась не только обслуга самого аэродрома. Дело в том,  что неподалёку на заросшем ныне поле штабелями лежали авиационные бомбы.  Охрана этого склада располагалась тут же. В общем,  обитателям дома жилось тревожно. Советская разведка,  естественно, знала об аэродроме. Наше командование предпринимало меры,  чтобы нанести урон этому важному вражескому объекту.  Не раз бывали налёты.  Как вспоминает Михаил со слов матери,  советские самолёты нередко прилетали не со стороны фронта,  а с запада, очевидно,  рассчитывая  встретить меньшее сопротивление.  Но  немецкие посты наблюдения окружали  Баркановский аэродром со всех сторон.  Вовремя подавался сигнал тревоги,  в воздух поднимались «мессершмидты» и начинались  воздушные бои.  Был случай,  когда наш бомбардировщик был подбит  и пошёл со снижением как раз над домом Богатовых.  Высота уже была небольшой,  экипажу прыгать было поздно.  Самолёт стал освобождаться от бомб. Начались близкие взрывы.  Одна тяжёлая бомба разнесла в клочья  столовую оккупантов.  В дом Богатовых  попало много осколков,  окна вылетели.  Но на этот случай было выкопано надёжное убежище.  Там женщины и дети спаслись.
А  бомбардировщик рухнул где-то восточнее. Уже на памяти самого Михаила,  в начале 70-х годов силами тогдашних десантников,  стоявших в Печорах, по инициативе командира части Батракова дважды  предпринимались попытки найти либо самолёт,  либо останки экипажа,  который, скорее всего,  погиб при падении.  Но безуспешно.
Тянулись годы оккупации. Выживать приходилось в основном за счёт коровы (держали на двоих),  овец и кур.  Помогал сад.  Но все заметнее становилась нервозность оккупантов.  Началась подготовка к наземной обороне.  И сейчас в лесу между изборской дорогой и станцией Пуравитса ( сейчас закрыта) можно наткнуться на  линии (иногда двойные-тройные) полуобвалившихся окопов.  Если пройтись по ним,  обнаружишь места для пулемётных гнёзд,  остатки блиндажей. Мальчишки 50-х годов  в этих «координатах» знали место за Майским, где можно было отыскать большие запасы артиллерийского пороха, а чуть раньше – и снаряды, которые отчаянные озорники,  бывало,  взрывали в кострах на Иванову ночь.  Эти линии и запасы  готовились на случай обороны после прорыва линии «Мариенбург»,  которая, как известно,  проходила восточнее.
Дела у немцев становились хуже.  В вечерней тишине  можно было слышать гул далёких  выстрелов и разрывов.  Вот уже прошли  два сцеплённых паровоза, которые тащили за собой плуг,  превращавший рельсы и шпалы недавно проложенной рокадной железной дороги ( по ней, кстати,  снабжался всем необходимым и Баркановский аэродром) в невообразимую путаницу. И вот  загремело по-настоящему.  Удар Красной Армии  был направлен  южнее Печор. Линия «Мариенбург» была прорвана на участке так называемой «Кривой версты». Далее, на десяток-другой километров  по пути наступления,  немецкой обороны  почти не было.  Большие бои возобновились на подступах к Вымморски (это уже юго-западнее Печор).
А перед этим две повозки остановились у дома Богатовых.  Немцы стали требовать, чтобы три женщины и трое детей отправились в бега,  грозя карой со стороны Красной Армии.  Женщины,  ссылаясь на престарелость одной из них и на маленьких детей,  как могли,  сопротивлялись переселению.  У  немцев не оставалось времени выполнить задуманное силой.  Пора было самим спасаться. . .  Хорошо оборудованная линия немецкой обороны с востока от Печор своей роли не сыграла.
И вот под утро в тишине, которая охватила это место, раздались выстрелы,  автоматные очереди.  Появились воины Красной Армии.  Окружили дом, так как многие детали указывали, что тут могут быть немцы.  Кто-то зашёл внутрь. Увидел женщин и детей. Была дана команда двигаться дальше, на город. Чуть позднее, около полудня 11 августа,  печеряне стали стекаться на площадь (ныне пл. Октябрьская).  Тут стояли машины  Красной Армии, ходили солдаты в нашей форме, которая так отличалась от серой немецкой.  Прошёл митинг.  Оккупация закончилась.  Но впереди  ещё  был почти год войны, надо было ждать, надеяться на встречу с родными,  воевавшими на фронте. Предстояли трудные годы восстановления. . .
Подготовил С. МАРКЕЛОВ
 

«Народный» водопровод в Машково
28 августа 2017
Как правило, деревенские дома не охвачены централизованным водоснабжением. Жители печорской деревни Машково, которая теперь уже относится к территории городского поселения «Печоры», решили, что водопровод им необходим. О том, как в деревне жители организовали и провели реконструкцию водопровода, рассказал один из организаторов работ Н.Н. Митрофанов.
Серебро сето вернулось в Печоры
28 августа 2017
В последние дни августа, когда отмечается великий православный праздник Успения Божией Матери, который к тому же является престольным праздником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в нашем городе можно увидеть немало нарядных женщин.
Собутыльницам захотелось денег
28 августа 2017
Из зала суда
Достижение пенсионером возраста 80 лет служит основанием для перерасчета фиксированного базового размера страховой пенсии по старости
28 августа 2017
Управление ПФР в Печорском районе сообщает
А ты сделал прививку от гриппа?
28 августа 2017
Вакцинация от гриппа уже началасьЛето подходит к концу. Приближается пора холодов и, конечно же, простудных и инфекционных заболеваний. Поэтому пришло время позаботиться о своем здоровье и подумать о профилактике ОРВИ и гриппа. Одним из оптимальных вариантов профилактики гриппа считается вакцинация. О правилах и особенностях вакцинации против гриппа нам рассказал заведующий Печорской поликлиникой А.М.Ахметов.
«И тут я услышал, как где-то вздохнула далекая юность моя…»
24 августа 2017
18 августа изборяне и гости древнего Изборска собрались в Каминном зале Изборского музея-заповедника , чтобы вспомнить и почтить память местного поэта, самодеятельного музыканта, художника Башкевича Алексея Александровича, родившегося 110 лет назад.