Их работа — наш с вами комфорт
Этот день является значимым для тех, кто занимается строительством современных автомагистралей, мостов и поддерживает эксплуатацию дорог в пригодном состоянии круг-лый год. На плечи дорожных работников возложено исполнение одной из статей Конституции РФ, которая гласит, что каждый российский гражданин имеет право на свободное передвижение.
Наверное, нет в России такого человека, неважно водитель ли это или пассажир, который бы не отметил неудовлетворительное состояние дорог, да и грубые народные высказывания о людях их ремонтирующих, имеют место быть. Но если взять для примера хотя бы километраж районных дорог, а это более 460 км, то любому человеку становится понятно — всё и сразу отремонтировать невозможно.
На сегодняшний день в нашем районе действуют 2 предприятия, занимающихся облуживанием дорог: Стругокрасненский филиал ГБУ ПО «Псковавтодор» и ООО «Омега». Обе организации давно зарекомендовали себя с положительной стороны, показывая хорошие и стабильные результаты в ремонте и содержании автодорог. В поле деятельности ООО «Омега» муниципальные дороги, «Псковавтодор» контролирует региональные.
Застать на рабочем месте «дорожных боссов» оказалось делом нелёгким, но «ПК» всё же удалось, в преддверии профессионального праздника, пообщаться с руководством обоих предприятий.
— На обслуживании предприятия, по договору на 3 года (до конца 2018 г.), находятся 243 км дорог регионального значения. Из них 98 — с асфальтобетонным покрытием и 145 — с песчано-гравийным, а также 12 мостов, — рассказывает начальник Плюсского прорабского участка Стругокрасненского филиала ГБУ ПО «Псковавтодор» С. Попова. — В этом году проведены все запланированные работы в полном объёме и в срок. На сегодняшний день заменены 2 водопропускные трубы на а/д Заполье-Гдов и на участке а/д Воронино-Лосицы, на последнем также восстановлен 1 км гравийного покрытия, установлено перильное ограждение у плюсского детсада, восстановлен аварийный участок гравийной дороги Детково-Заянье, в д. Должицы появился новый автопавильон. Из-за проливных дождей в августе размыло дорогу Б. Захонье-Вязка, пришлось полностью восстанавливать
180 кв. м дорожного покрытия. А также проведены сезонные работы по восстановлению кюветов, вырубке кустарников и ямочному ремонту отдельных участков автотрассы.
Холод, дождь, палящее солнце, раскалённый асфальт, тучи пыли и бензиновые выхлопы — вот он, безрадостный антураж работы дорожников. Немногие женщины желали бы работать в этих условиях, для большинства такая романтика сегодня не привлекательна, а Светлана Николаевна уже и не видит себя в другом деле.
— Я уже не один десяток лет отдала дорожной сфере. Работа тяжёлая, ну а где сейчас легко, — улыбается С. Попова. — Да и в мужском коллективе мне работается, как ни странно, легче, чем с женщинами. Взаимное уважение способно чудеса творить. Но когда надо, и голос повысить могу.
Работа дорожного сотрудника заключается не только в ремонте, строительстве и обслуживании дорожной сети. На первоначальном этапе инженером создаётся проект будущей дороги, а укладка дорожного покрытия это уже завершающий момент. Этот труд достаточно тяжёлый и требует специальной подготовки как на этапе создания, где необходимо учитывать, насколько резко происходит смена сезонов в нашей области, так и на этапе укладки дороги. Зачастую рабочим приходится трудиться в холодную погоду, чтобы содержать дорогу в надлежащем состоянии.
Несмотря на столь тяжёлые условия, кроме начальника прорабского участка, есть в коллективе ещё одна женщина — Е. Хярм. Елена Анатольевна, конечно, не кладёт асфальт и не устанавливает дорожные знаки, но от этого её работа не становится менее значимой.
— С 2002 г. Е. Хярм трудится в дорожной сфере, — рассказывает о женщине-инженере начальник Плюсского прорабского участка «Псковавтодора». — Трудолюбивая, упорная, ответственная за порученное дело — всё это характеризует Елену Анатольевну как высококлассного специалиста, каковым она и является. Среди её обязанностей больше бумажной работы, но от этого она не менее ценный сотрудник нашего небольшого, но слаженного тандема.
Как отмечает Светлана Николаевна, в любом коллективе есть и новички, и те, кто работает уже не один десяток лет. Так, с июня мастером назначен молодой, но способный, уже зарекомендовавший себя грамотным работником Ю. Иванов. Много лет трудятся в дорожной сфере: В. Иванов, С. Михайлов, В. Савельев, В. Иноземцев, В. Смирнов, А. Герасимов, Г. Самойлов, В. Бабенко, А. Савельев, А. Калинкин, братья Кононовы, недавно пришёл в коллектив С. Крутов.
Несмотря на непростое финансовое положение, для укрепления материально-технической базы ГБУ ПО «Псковавтодор» и обеспечения условий выполнения госзадания по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Плюсский филиал в июне этого года поступила комбинированная дорожная машина «КДМ 650», ранее новая грузопассажирская «ГАЗель» — для доставки рабочих.
— Новая машина, произведённая, кстати, в Великих Луках, — универсальная, эффективно выполняющая работы как в зимний, так и в летний периоды, — уточнила Светлана Николаевна. — Зимой данная спецтехника самостоятельно загружает в «бункер» противогололёдные материалы и выполняет работы по их распределению, а летом используется для погрузки различных грузов и материалов, а также их перевозке, для очистки полосы отвода от крупногабаритного мусора и очистки проезжей части от пыли и грязи, с помощью установочного на них оборудования.
Хватает работы по ремонту и содержанию дорог и для
ООО «Омега». В подчинении
О. Петрова на сегодняшний день 15 человек. На вопрос: «Как живы-здоровы?» Олег Анатольевич коротко отчитался: «Работаем».
В этом году силами ООО «Оме-
га» произведены ремонты
а/д Заполье-Староверский Луг, Б. Захонье-Волково, постоянно ведутся текущие работы по содержанию дорожной сети района в размере 90 км. В исполнение контрактов отремонтирована улица в д. Заплюсье, в п. Плюсса произведено устройство 5-ти водопропускных труб с водоотведением. По графику проводятся текущие работы по содержанию поселковых дорог, конечно, многое зависит от погодных условий, но как отмечает глава администрации ГП «Плюсса» Т. Леппо, Олег Анатольевич реагирует на обращение по первому звонку.
— Разное бывало, но главное в нашем деле — человек. Специалистов мы ценим, — делится О. Петров. — Наверное, все в Плюссе, да и в районе знают человека-легенду — Г. Ходоченко. Работает Григорий Анатольевич в ООО «Омега» более 30 лет. Начинал на скрепере, затем как пересел на фронтальный погрузчик «К-701», так и работает до сих пор. На все руки мастер. Досконально знает вверенную ему технику, выполняет все дорожные работы, начиная от погрузки и заканчивая устройством кюветов. Вместе со мной он прошёл непростой путь, пережили мы и хорошие и непростые для организации времена, но всегда Григорий Анатольевич оставался порядочным человеком, на которого можно положиться. А ещё он обладает недюжинной силой — справляться с рабочей машиной непросто, требуется и физическая сила, и техническая смекалка, а когда едет на своём погрузчике, то слышит вся округа, — смеётся О. Петров.
Трудятся дорожники без оглядки на праздники и выходные: дорога простоя не терпит. Поэтому у рабочих и мастеров скользящий график, всё зависит от объекта и сроков работ. И пусть у многих дорожников не было красивой мечты, но зато есть хорошие семьи и работа. А значит, как личности они вполне состоялись, и свой профессиональный праздник будут встречать с высоко поднятой головой. А такие руководители как О. Петров и С. Попова сделают всё возможное для своего коллектива.
Е. Николаева.
Фото автора.