Газеты
Наша история

«Моя заветная мечта – стать настоящим человеком»

29 ноября 2017
Послевоенное поколение молодежи было полно планов и надежд. Все хотели учиться, развиваться, стать достойными гражданами своей страны. А для этого работали над собой, занимались самовоспитанием и саморазвитием под руководством своих наставников – учителей. В архиве бывшего учителя, ветерана войны М.В. Левшенкова, бережно сохранены тетради его учеников семидесятилетней давности. А в них не только школьные сочинения, но и такие непривычные для нас сегодня вещи, как «очерк моей жизни», «самоотчет», анкеты, отражающие работу над собой. В каждой второй анкете в графе «родители» значится, что отец погиб на фронте, любимое занятие – чтение, самое радостное событие в жизни – вступление в комсомол, а заветная мечта – стать настоящим человеком…

Самоотчет за первую учебную четверть

«Успеваемость у меня не блестящая. Во-первых, не всегда регулярно учу уроки, во-вторых, не все предметы требуют одинакового количества времени. Такие предметы, как математика, история, география я готовлю быстрее и знаю их лучше. А вот на дарвинизм, психологию идет уже больше времени. А что касается немецкого, русского и литературы, то тут приходится тратить еще больше времени, и все равно они плохо поддаются. Немецкий еще можно выучить, а уж русский язык и литературу не знаю, каким образом можно одолеть. Книг я мало читал, поэтому сейчас особенно трудно.

За первую четверть, помимо того, что полагалось по программе, я прочитал еще следующие произведения: «Дорога жизни» А. Сапарова, «Великий русский народ» А. Панаева, «О классиках русской литературы» В.Г.  Белинского, «Люди с чистой совестью» П. Вершигора, «Петра Первого» А. Толстого, журнал «Большевик».

Причинами моей не блестящей успеваемости являются: несистематические занятия, не всегда точное выполнение распоряжений учителей, также я мало читаю книг, и кружковая работа отнимает много времени.

Я участвую в четырех кружках: стрелковом, литературном, драматическом и физкультурном. Особенно много времени отнимает драматический кружок.  В следующей четверти я выйду из состава кружка, ибо он тормозит учебу.

Вдобавок к этому я еще имею общественные поручения. Регулярно я читаю газеты, с 1 ноября буду слушать радио.

Я изменил свой стиль работы. Если раньше я выполнял сначала письменные уроки, а потом устные, то теперь наоборот. Прихожу я домой из школы в разное время, но сижу с уроками до часа ночи или до половины первого. Если начинает в сон бросать, то применяю умывание и физзарядку. Для усовершенствования немецкого языка вели с Мироновым два часа практического разговора. Выполняя уроки, мы разговариваем на немецком там, где можно говорить по-русски».

Виктор Матвеев, ученик 9 класса Новоржевской школы, 1949 год.


Очерк моей жизни

Родилась я в 1932 году в деревне Болоково в семье простого крестьянина. Семья состояла из восьми членов.  В детстве мне приходилось жить тяжело, но эту жизнь я хорошо не помню. Когда мне исполнилось пять лет, я очень хотела учиться. Мои братья ходили в школу, и я не могла дождаться, когда я тоже буду ходить. Если братья приносили книги, то я думала, что если бы я умела читать, то никогда бы не ходила на улицу, а все время читала.  Я много раз просила, чтобы они научили меня читать, но им не хотелось сидеть со мной, кое-как сделав уроки, они уходили на улицу, а смотреть за ними было некому.

Когда мне исполнилось шесть лет, меня стала учить читать мама. Писать было научиться труднее. Мама сама почти не умела.  Я нашла способ. Брала тетради братьев и писала такие же палочки. На мое письмо стал обращать внимание старший брат Саша, стал мне помогать. Я его очень любила. Он говорил: «Валюша, я выучусь на летчика и приеду тебя прокачу!» Его школьная мечта осуществилась.

Я стала ходить в школу, но вскоре началась война.  Я еще мало в чем разбиралась, но все говорили, что это надолго. В первые дни войны мы получили письма от двух братьев. Мама очень плакала, и вместе с нею плакали мы. Больше мы от них писем не получали.

Когда в деревню пришли немцы, мы сидели в окопах. Было очень страшно, говорили, что фашисты никого не щадят, всех будут вешать.

Я думала, что вот такие же фашисты где-нибудь сражаются с моими братьями, может быть, убили их, и мне хотелось их перебить, как они наших кур. Но, к счастью, мои братья оказались живыми.

После войны я пошла в четвертый класс. Учиться было трудно, книг и бумаги не было, в школе было холодно, темно. Но мы не смотрели на это, все очень старались.

У меня была подруга, Надя, с которой мы дружили  с малых лет. Когда-то я не понимала, как это – дружить. А потом поняла, что у нас была настоящая дружба. Мы вместе играли, а во время учебы вместе работали, помогали друг другу, если кто-то в чем-то был слаб.  О чем мы с Надей говорили, это было только между нами. Если у кого-то было горе, мы переживали его вместе, если радость – радовались. Ни одного раза мы не поссорились. А когда мы закончили шестой класс, Надя утонула. Это очень поразило меня. Теперь мне не с кем было поделиться своими чувствами. Я никогда не забуду свою настоящую подругу…

Потом случилась еще беда. 8 мая 1947 года наш дом сгорел, сгорело все имущество и весь скот.  Наш дом подожгли завистливые люди, потому что мы тогда жили хорошо.

В седьмой класс я начала ходить, живя в очень плохих условиях. Мы жили в чужом доме, одежда была очень плохая.  В седьмом классе большое влияние на меня оказал Михаил Васильевич Левшенков.

Мне было далеко ходить в школу, и ребята в деревне, бывало, говорили, чтобы я осталась хотя бы в праздник, но я им отвечала, что лучше уж я послушаю уроки.

Я думаю закончить десять классов в школе, а потом поступать в институт. А потом я хочу работать, и работать так, чтобы было чему порадоваться. Когда я достигну этой цели, тогда и получу свое счастье.

Валентина Алексеева, ученица 8 класса Новоржевской школы, 1948 год.

Подготовлено по материалам музея «История Новоржевского края».

Эффективный инструмент в решении проблем
2 декабря 2017
28 ноября в администрации района провели прием депутаты областного Собрания депутатов У.А. Михайлова и В.Г. Афанасьев. На прием с самыми разными личными вопросами пришло одиннадцать человек, также были озвучены вопросы, волнующие общественность.
Концерт Стаса Михайлова в Пскове был прерван из-за сообщения о «заминировании» филармонии
30 ноября 2017
27 ноября в Пскове был прерван концерт Стаса Михайлова, проходивший в большом концертном зале Псковской областной филармонии.
Псковская область получит более 1,4 млрд рублей на индексацию зарплат и «майские» Указы
2 декабря 2017
Министерство финансов РФ распределило дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов для субъектов Российской Федерации на 2018 год и плановый двухлетний период.
В гостях у музыкантов
30 ноября 2017
Несколько дней назад группа обучающихся хорового отделения Детской школы искусств им. Б.С. Трояновского побывала в Пушкинских Горах в Научно-культурном центре на интереснейшей программе «Классика детям», которую подготовили для них музыканты «Контрабас-квартета» из Москвы.
1 декабря истекает срок уплаты имущественных налогов
1 декабря 2017
Межрайонная ИФНС России № 4 по Псковской области напоминает о необходимости своевременно заплатить имущественные налоги. В этом году на всей территории Российской Федерации для физических лиц действует единый срок уплаты земельного, транспортного налогов и налога на имущество физических лиц – не позднее 1 декабря.
Соблюдайте правила безопасности в период отопительного сезона!
30 ноября 2017
Согласно статистике, за 10 месяцев 2017 года на территории Псковской области на объектах и жилом секторе зарегистрировано 634 пожара, которыми нанесен материальный ущерб в размере 58 млн 893 тыс. руб. На пожарах погибло 63 человека, в том числе два ребенка. В результате пожаров получили травмы 56 человек. Из числа погибших – 27 человек пенсионного возраста, 21 человек без определенного рода деятельности.