«Моя заветная мечта – стать настоящим человеком»
Самоотчет за первую учебную четверть
«Успеваемость у меня не блестящая. Во-первых, не всегда регулярно учу уроки, во-вторых, не все предметы требуют одинакового количества времени. Такие предметы, как математика, история, география я готовлю быстрее и знаю их лучше. А вот на дарвинизм, психологию идет уже больше времени. А что касается немецкого, русского и литературы, то тут приходится тратить еще больше времени, и все равно они плохо поддаются. Немецкий еще можно выучить, а уж русский язык и литературу не знаю, каким образом можно одолеть. Книг я мало читал, поэтому сейчас особенно трудно.
За первую четверть, помимо того, что полагалось по программе, я прочитал еще следующие произведения: «Дорога жизни» А. Сапарова, «Великий русский народ» А. Панаева, «О классиках русской литературы» В.Г. Белинского, «Люди с чистой совестью» П. Вершигора, «Петра Первого» А. Толстого, журнал «Большевик».
Причинами моей не блестящей успеваемости являются: несистематические занятия, не всегда точное выполнение распоряжений учителей, также я мало читаю книг, и кружковая работа отнимает много времени.
Я участвую в четырех кружках: стрелковом, литературном, драматическом и физкультурном. Особенно много времени отнимает драматический кружок. В следующей четверти я выйду из состава кружка, ибо он тормозит учебу.
Вдобавок к этому я еще имею общественные поручения. Регулярно я читаю газеты, с 1 ноября буду слушать радио.
Я изменил свой стиль работы. Если раньше я выполнял сначала письменные уроки, а потом устные, то теперь наоборот. Прихожу я домой из школы в разное время, но сижу с уроками до часа ночи или до половины первого. Если начинает в сон бросать, то применяю умывание и физзарядку. Для усовершенствования немецкого языка вели с Мироновым два часа практического разговора. Выполняя уроки, мы разговариваем на немецком там, где можно говорить по-русски».
Виктор Матвеев, ученик 9 класса Новоржевской школы, 1949 год.
Очерк моей жизни
Родилась я в 1932 году в деревне Болоково в семье простого крестьянина. Семья состояла из восьми членов. В детстве мне приходилось жить тяжело, но эту жизнь я хорошо не помню. Когда мне исполнилось пять лет, я очень хотела учиться. Мои братья ходили в школу, и я не могла дождаться, когда я тоже буду ходить. Если братья приносили книги, то я думала, что если бы я умела читать, то никогда бы не ходила на улицу, а все время читала. Я много раз просила, чтобы они научили меня читать, но им не хотелось сидеть со мной, кое-как сделав уроки, они уходили на улицу, а смотреть за ними было некому.
Когда мне исполнилось шесть лет, меня стала учить читать мама. Писать было научиться труднее. Мама сама почти не умела. Я нашла способ. Брала тетради братьев и писала такие же палочки. На мое письмо стал обращать внимание старший брат Саша, стал мне помогать. Я его очень любила. Он говорил: «Валюша, я выучусь на летчика и приеду тебя прокачу!» Его школьная мечта осуществилась.
Я стала ходить в школу, но вскоре началась война. Я еще мало в чем разбиралась, но все говорили, что это надолго. В первые дни войны мы получили письма от двух братьев. Мама очень плакала, и вместе с нею плакали мы. Больше мы от них писем не получали.
Когда в деревню пришли немцы, мы сидели в окопах. Было очень страшно, говорили, что фашисты никого не щадят, всех будут вешать.
Я думала, что вот такие же фашисты где-нибудь сражаются с моими братьями, может быть, убили их, и мне хотелось их перебить, как они наших кур. Но, к счастью, мои братья оказались живыми.
После войны я пошла в четвертый класс. Учиться было трудно, книг и бумаги не было, в школе было холодно, темно. Но мы не смотрели на это, все очень старались.
У меня была подруга, Надя, с которой мы дружили с малых лет. Когда-то я не понимала, как это – дружить. А потом поняла, что у нас была настоящая дружба. Мы вместе играли, а во время учебы вместе работали, помогали друг другу, если кто-то в чем-то был слаб. О чем мы с Надей говорили, это было только между нами. Если у кого-то было горе, мы переживали его вместе, если радость – радовались. Ни одного раза мы не поссорились. А когда мы закончили шестой класс, Надя утонула. Это очень поразило меня. Теперь мне не с кем было поделиться своими чувствами. Я никогда не забуду свою настоящую подругу…
Потом случилась еще беда. 8 мая 1947 года наш дом сгорел, сгорело все имущество и весь скот. Наш дом подожгли завистливые люди, потому что мы тогда жили хорошо.
В седьмой класс я начала ходить, живя в очень плохих условиях. Мы жили в чужом доме, одежда была очень плохая. В седьмом классе большое влияние на меня оказал Михаил Васильевич Левшенков.
Мне было далеко ходить в школу, и ребята в деревне, бывало, говорили, чтобы я осталась хотя бы в праздник, но я им отвечала, что лучше уж я послушаю уроки.
Я думаю закончить десять классов в школе, а потом поступать в институт. А потом я хочу работать, и работать так, чтобы было чему порадоваться. Когда я достигну этой цели, тогда и получу свое счастье.
Валентина Алексеева, ученица 8 класса Новоржевской школы, 1948 год.
Подготовлено по материалам музея «История Новоржевского края».