«Школа, ты не старишься, никогда не старишься...»
Чем старше ты становишься, тем ближе и роднее все, что связано со школой. Только повзрослев и став независимым человеком, мы, наконец, понимаем, что все то, что есть у тебя, тебе дала именно она – твоя старая, твоя подзабытая школа.
В этом году Гавровская средняя школа отмечает свой 110-летний юбилей.
А вот так началась ее история: «В протоколе Островского уездного собрания от 04 октября 1907 года в пункте 20 повестки дня говорится: «доложено заявление землевладельца Д.Ф. Пешудова о том, что он Пешудов, ввиду отдаленности церковно-приходской школы от принадлежащего ему села Гавры, в окружности которого находится 12 деревень с 75 детьми школьного возраста предлагает земству 0,5 десятины земли и 1 000 рублей на постройку школьного здания». По обсуждению этого предложения собрание постановило: поручить управе, совместно со школьной комиссией и жертвователем Пешудовым, разработать план школьного помещения; присвоить школе наименование «Пешудовская земская школа».
В 1910 году при школе работал один из первых в Псковской области интернат. За первые годы своей деятельности школа достигла определенных успехов, и ей в 1911 году было присвоено имя Александра 2 Освободителя. С 1913 года обучение стало четырехлетним.
А в 1938 году началось строительство нового здания школы. Хозяином стройки был Жанес Мисен из города Рига. Но в июне 1941 года Гавры были оккупированы немецко-фашистскими войсками. И дети были лишены возможности учиться на захваченной немцами территории. После войны было нелегко: везде разруха, голод. Несмотря ни на что, школа начала жить и давать знания, к которым учащиеся проявляли интерес, понимая их необходимость. В 1954 году школа становится средней, а в 1956 году выпускает первый 10 класс. В школе открывается интернат и до 1979 года в здании существуют два учреждения: Гавровский детский дом и Гавровская средняя школа.
Шли годы, одно поколение сменялось другим. Школа жила, крепла, уверенно шагала по жизни наполненной интересными событиями, создавались традиции: встречи выпускников, новогодние спектакли, дни здоровья, химические и литературные вечера, конкурсы-смотры песни и строя и многое-многое другое.
Не обошли нашу школу и инновационные процессы: с 1992 по 1998 год школа имела статус педагоического комплекса. В 2015 году, в результате реорганизации, у школы появились филиалы: Белорусская средняя школа, Вышгородецкая основная и Бороусовская начальная школы, а с сентября при школе начала работу группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Воспитатем в ней стала Светлана Викторовна Царева, внимательная, добрая, стремяшаяся сделать пребывание детей в группе максимально комфортным.
За долгую историю школы сменилось немало директоров. Мы, к сожалению, знаем лишь тех, кто стоял у школьного штурвала с послевоенных лет.
С 1953 по 1972 год школу возглавлял Анатолий Иванович Яковлев, способный и убедить, и вдохновить, он видел основную задачу в сплочении учителей, учеников и родителей в монолитный, сильный коллектив.
В 1972 – 1979 годах директором был Виктор Сергеевич Шелгунов, молодой работоспособный руководитель, вносивший новые идеи в учебный процесс. С 1979 по 1982 год – директор Мария Павловна Исупова, интеллигентная, тактичная, она много сил уделяла благоустройству территории школы. С 1982 по 1989 год школой руководила Людмила Дмитриевна Мельникова – человек энергичный, требовательный, целеустремленный. С 1989 по 1995 год школу возглавляла Валентина Васильевна Никанорова. С первых дней работы все силы и умения она сосредоточила на укреплении материальной базы школы. В 1995 году директором была назначена Светлана Семеновна Комкова, умная, обаятельная она направляла учебную деятельность учеников и работу учителей в течение четырех лет.
Авторитет школы рос благодаря работоспособным, творческим, методически грамотным заместителям директора по учебной работе, которых отличал профессионализм и преданность профессии – это Татьяна Дмитриевна Орлова и Валентина Леонидовна Львова.
Большой вклад в дело воспитания, организацию вечеров, встреч, конкурсов, внесла заместитель директора по воспитательной работе Елена Ивановна Иванова.
Особая наша признательность — педагогам-ветеранам, тем, кто проработал в школе долгие годы, честно отдавая свои знания и силы детям. Это учитель математики Таисия Егоровна Ларионова, учитель химии Нелли Васильевна Егорова, учитель истории Ольга Геннадьевна Солдатенкова. Они до сих пор болеют душой за все, что происходит здесь, в стенах нашего общего дома.
Став директором школы в 1999 году, я поняла, что как самый отважный капитан не сможет в одиночку вести корабль сквозь бурю и рифы, так и любой руководитель не сможет устоять один на один со стихией – реальностью. Для этого, необходим сплоченный дружный коллектив – команда, на которую я могу рассчитывать в любой шторм. За эти годы в школе сложился трудолюбивый, творческий, доброжелательный коллектив.
Не секрет, что педагоги – удивительные люди, они не только мудры, но и всегда молоды. Такова специфика детского учреждения, здесь все пропитано особой магией. И хотя большая часть наших педагогов проработала в школе не один десяток лет, учителя волшебно молодеют под стать своим ученикам.
Каков же коллектив школы сегодня? Это учителя начальных классов: Марина Васильевна Орлова, Лилия Александровна Гаврилова, Алевтина Степановна Иванова, Ольга Геннадьевна Семенова. Заботливые, любящие детей и свою профессию, они кропотливо и настойчиво учат своих воспитанников азам грамоты и счета, воспитывают в них аккуратность, прилежание, развивают их способности. Учителя русского языка и литературы Елена Ивановна Иванова, Галина Николаевна Добрякова, учат общению, строят свою работу так, чтобы воспитать в детях душевную доброту, привить им любовь к прекрасному. Вера Алексеевна Петрова, Валентина Михайловна Сушинская – знатоки своего предмета, чуткие и внимательные, так умеют объяснить материал, что становятся понятными самые сложные биологические законы и термины, не страшны химические формулы. Березова Марина Александровна – учитель английского языка требовательный, активно и творчески применяющий современные инфомационные технологии педагог. Неравнодушие, терпение и настойчивость – черты наших математиков: Валентины Леонидовны Оскер и Елены Николаевны Ларионовой. Умение видеть в ребенке его индивидуальность, поддержать, подбодрить, отметить крупицу успеха – вот основной почерк в работе учителя технологии Светланы Анатольевны Никифоровой. Виктория Анатольевна Быкова, учитель истории и обществознания – энергичная, организованная, использует различные формы урока для более глубокого понимания учащимися исторических процессов, событий, явлений, фактов. Бессменный библиотекарь школы – Татьяна Ивановна Назарова, добросовестный и аккуратный проводник в мире книг.
А еще я рада тому, что наш женский педагогический коллектив разбавляют трое талантливых и неординарных мужчин.
Андрей Иванович Солдатенков, учитель ОБЖ, знает о безопасности все и активно передает эти знания и ученикам и своим коллегам. Дмитрий Викторович Быстров, учитель физической культуры, обладатель золотого знака ГТО, не только готовит победителей и призеров спортивных соревнований разного уровня, но и сам активно участвует в них, являясь примером для учащихся. Илья Вячеславович Баркевич – учитель технологии, человек с «золотыми руками»: мастер своего дела и прекрасный оформитель.
У каждой школы есть свои достоинства. Но есть и то, что их роднит и объединяет. Это выпускники. За 110 лет наша школа выпустила сотни учеников и неизменно делала главное: приобщала детей к знаниям, учила их мыслить, жить, трудиться, быть гражданами. Гордость школы — ее медалисты: 10 золотых и 8 серебряных. И, конечно, особым достижением школы являются ее выпускники, вернувшиеся сюда работать и продолжать добрые традиции поколений. В настоящее время из 17 учителей школы — 8 ее выпускники.
Кропотливый и упорный труд учителей школы за годы ее существования, помог многим нашим ученикам стать людьми с большой буквы, реализовать свои таланты и возможности. Ну, а мы гордимся всеми нашими выпускниками, где бы они ни работали, чем бы ни занимались.
Школа – это не только учителя и ученики, это еще и техперсонал, который обеспечивает чистоту, порядок, уют. Изучив книги приказов по школе, можно сказать, что третья часть населения деревни Гавры, работала в школе в качестве техничек, сторожей, истопников, поваров, воспитателей интерната, дворников, гардеробщиков, водителей, секретарей, лаборантов. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто работал и работает на этом, совсем нелегком, поприще.
За 110 лет существования наша школа пережила много радостей и преобразований. Но основной постулат, которого всегда придерживался педагогический коллектив Гавровской школы — это уважение к личности ребенка и использование возможностей школы и учителя с опорой на лучшие качества учеников.
Благодаря заботе Администрации района и области в школе происходит много положительных изменений в направлении ее благоустройства, а наш педагогический коллектив делает все возможное, чтобы упрочить имидж школы, потому что запросы общества на высокий уровень образования должны быть оправданы.
Мы с оптимизмом смотрим в завтрашний день и верим, что наши замыслы осуществятся, надежды не угаснут, а мечты сбудутся.
Светлана Васильева