Станция Порхов - 120 лет!
29 ноября в выставочном зале музея собрались ученики первой и третьей городских школ, интересующиеся краеведением, группа молодых инвалидов – выпускников Бельско-Устьенского интерната. Тема для встречи очень любопытная. Оказывается, 11 ноября 1897 года была открыта железнодорожная станция Порхов, а значит, в этом ноябре ей исполнилось 120 лет.
На круглую дату обратил внимание сотрудник Порховского краеведческого музея Мартин Нармонтас при подготовке своей книги об истории почты. Интересно ещё и то, что тоже 11 ноября, но на шестьдесят лет раньше, в 1837 году, была открыта первая российская железная дорога – Царскосельская. То есть всему железнодорожному сообщению нашей страны исполнилось 180 лет.
Заинтересовавшись таким фактом, Мартин Петрович начал собирать материалы об истории станции Порхов. Поиски увенчались успехом и вылились в виртуальную экскурсию.
Толчком к строительству железной дороги через Порхов послужили экономические интересы. Полковник граф Ростовцев, купец Гент и титулярный советник Богушевский в 1869 году обратились к министру путей сообщения Мельникову с ходатайством о «дозволении им произвести на собственные средства изыскания железной дороги от станции Бологое Николаевской железной дороги до Пскова». Необходимость этой дороги они объясняли тем, что из-за замерзания водных путей сообщения на зиму остаётся большое количество не перевезённых грузов. В то время как по железной дороге их можно доставлять в незамерзающие порты Балтики круглогодично. К тому же железнодорожный путь на триста вёрст короче водного. Всё это способствовало бы лучшему обеспечению продовольствием Новгородской, Псковской, Лифляндской губерний, часто страдающих от неурожаев. Министр доложил об этом ходатайстве императору Александру II. Император разрешил изучить вопрос целесообразности строительства дороги именно в этом направлении.
Проекты участков железной дороги рассматривались на заседании уездного, а затем губернского земских собраний. Там взвесили преимущества порховского направления дороги и, остановившись именно на этом проекте, решили ходатайствовать к правительству о выделении средств на строительство. В числе аргументов «за» прозвучало появление перспектив развития льноводства и хиловской здравницы.
В итоге решение было принято, и за два года участок дороги, проходящей через Порхов, длиной 334 версты (1056 км) был построен. С 11 ноября 1897 года и по сей день через станцию идут пассажирские и грузовые поезда. Дорога получила название Рыбинско–Бологовская, она стала самой короткой отечественной дорогой на Ригу. Сегодня этот участок относится к Октябрьской железной дороге.
Мартин Петрович подробно рассказал своим слушателям об истории железной дороги в Порхове, о том, какой построили на станции вокзал, кто в разные годы был начальником. Предложил юным краеведам подключиться к поиску материалов об этих людях. «Здесь большое поле деятельности, – заметил Мартин Нармонтас. – Не найдены сведения о первом начальнике станции. Или вот есть один начальник, который был расстрелян. Интересно было бы узнать, почему его расстреляли. Было бы любопытно найти какие-то документы, фотографии».
Встреча получилась очень познавательной. Прощаясь, ребята благодарили Мартина Петровича за интересный рассказ.
Мария СЕРГЕЕВА
Фото автора