Виды и формы просвещения в Новоржевском уезде накануне событий 1917 года. (Окончание)
Библиотекарями состояли учителя земских школ. Это чаще единственные грамотные, ответственные люди в деревне, понимающие значение грамотности и поддержания интереса к книге. За дополнительный труд учителя долгие годы не получали никакого вознаграждения.
В Памятной книжке Псковской губернии на 1907 г. впервые публикуется список библиотек и библиотекарей по Новоржевскому уезду. Этим отмечается важность данных учреждений в жизни губернии.
Уездная управа прислушивалась к пожеланиям учителей, заведующих библиотеками, предпринимала шаги завести системную отчетность о работе библиотек. Строго спрашивала за нарушения, пример сохранности фонда в Бежаницкой библиотеке. Неоднократно выходила с ходатайствами в правительство об изменении правил пользования библиотеками, об ассигновании открытия новых и пополнения книжного фонда существующих библиотек. Вывела Новоржевский уезд в ряд первых, занимающихся развитием библиотечного дела в Псковской губернии. Библиотечное дело в Новоржевском уезде прошло все этапы становления от библиотеки уездного училища до стройной библиотечной системы из 85 библиотек и штатных библиотекарей. Библиотека стала определяющей в сети внешкольного образования уезда.
Один из видов внешкольного образования, на современном языке – просветительские лекции, за сорокалетний срок (1876-1917 гг.) изменял свое название неоднократно: занимательные чтения, чтения и беседы, чтения с волшебным фонарем, чтения с туманными картинами, народные чтения.
Под закат земской деятельности укоренилось единое название «народные чтения». Они имели законодательную основу:
– 1876 г. – положение о чтениях со строжайшей регламентацией, вплоть до закрытия при малейшей неблагонадежности;
– 1888 г. – разрешение проведения чтений на селе священниками;
– 1894 г. – новые правила с громоздкой разрешительной системой;
– 1901 г. – издаются общие правила, где разрешение вопроса о чтениях возложено на директора народных училищ, менее регламентирована методика чтений, шире тематика: медицина, гигиена, ветеринария, животноводство;
– 1903 г. – разрешены чтения по сельскому хозяйству.
Из проведенного мною исследования по документам ГАПО и печати Псковской губернии видно, что Новоржевское земство выступило в ряду первых в губернии по организации народных чтений, что отмечено в отчете губернского директора народных училищ. Первыми в Новоржевском уезде организаторами просветительских бесед с народом стал священник церкви с. Ашево протоирей В.И. Великотный. Необходимость нового дела понимали и частные лица, помогая своими средствами и техникой (Иван Карлович фон Мейер).
С выходом общих правил о чтениях с 1901 г. работа оживляется. 1903-1904 гг. – пик всплеска народных чтений по школам.
Чтения проводились школьникам для расширения их кругозора и лучшего усвоения учебной программы. Для посторонних – на различные темы, но пользовались успехом чтения по вопросу сельского хозяйства, истории, географии и событиях дня.
Была заинтересованность проводящих чтения в разнообразии тематики, качестве и оснащенности оборудования и предлагаемого материала. Обсуждение этого вопроса постоянно шло на совещаниях учителей, городских и земских общественных деятелей. Городское самоуправление и земское собрание по мере возможности выделяют средства на организацию и приобретения для народных чтений. Помогало в этом вопросе и местное Попечительство о народной трезвости.
Занимались просвещением медицинские работники в школах, населению в период обострения ситуации с эпидемиями читали лекции о гигиене и санитарии личной и в хозяйстве. Несравненно значимый труд произвел земский агроном Холщевников-Андреев в годы своей службы, предложил стройную систему народного образования по вопросу сельского хозяйства. Вот некоторые итоги этой работы:
– 1894 г. – первые курсы в уезде по садоводству и огородничеству, проведенные на высочайшем уровне.
– 1898 г. – свой инструктор-садовод на содержании земства, началась системная работа по обновлению старых и посадке новых садов.
– Создание условий для привлечения столичных специалистов – организация летней практики и отдыха воспитанников сельскохозяйственного училища С.-Петербурга (Борташевича), как следствие – оживление культурно-массовой работы с населением.
– Проведение ежегодных сельскохозяйственных праздников с награждением лучших хозяйств для духа соревновательности по достижению хороших результатов ведения сельскохозяйственного производства.
– Земцы добиваются учреждения сельскохозяйственного учебного заведения в имении Гора для подготовки своих специалистов.
В 1905 и 1916 гг. резко сокращается число лекций. В документах это объясняется скудностью информации и малой сменяемостью чтений. Но напрашивается другой вывод: 1905-1908 гг. – подъем политических движений и, как следствие, беспорядки в уезде, 1914-1916 гг. – участие в 1-й Мировой войне. Крупные события в стране с отрицательным резонансом в экономике отразились на социальной жизни страны негативно, что и отразилось на народных чтениях. 1912 – 1914 гг. отличаются от других лет заинтересованностью посторонних слушателей.
Востребованность чтений со стороны населения и заинтересованность общественных деятелей в просвещении послужили в итоге созданию уездной организации народных чтений.
Многие десятилетия работоспособность церковно-приходских школ зависела от личных качеств приходских священников, которые не получали вознаграждения за свой труд по обучению детей грамоте. Только в 1870-е годы, когда земская школа была объявлена неблагонадежной и не заслуживающей поддержки государства, объектом особых забот правительства становится церковная школа, утвержденная законодательно. Но только с 1904 года, когда земские деятели стали выделять средства на поддержку этих учебных заведений, церковно-приходская школа стала жить и развиваться.
В Новоржевском уезде к 1917 г. насчитывается 29 церковных школ с 34 учителями.
Но к началу учебного года они могут быть не готовы, как и учителя могут остаться без службы. Причину этого удалось установить из письма министру народного просвещения от 15 сентября 1917 г.: «Вследствие того, что церковно-приходские школы переданы в ведение земств, духовенство отказывается открывать в этом учебном году школы, и средств не отпускают на содержание их. Новоржевское земство, обес-покоенное народным образованием и участью учащих в церковно-приходских школах, обращается к Вам с просьбой исходатайствовать нужные средства для содержания церковно-приходских школ Новоржевского уезда.
Новоржевское земство своими средствами в данное время не может содержать эти школы, вследствие непоступления земских сборов от владельцев и крестьян. Придется в некоторых местах закрывать, если и впредь денежных поступлений не будет.
В октябре 1917 г. изменилась общественная формация государства, что незамедлительно сказалось на церковно-приходских школах. По постановлению Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» часть церковно-приходских школ была реорганизована в светские начальные школы, другая часть осталась в истории. Священнослужители, учителя продолжали дело просвещения и нравственного наставления, но уже каждый отдельно в своем ведомстве.
Мы рассмотрели одну из важнейших обязанностей государства и общественности: просвещение и обучение населения в земский период жизни маленького региона великой России. С 1840-х по 1917 г. просвещением в уезде занимались пятьсот учителей, законоучителя, смотрители и инспектора, исполняя свои профессиональные обязанности в меру своих способностей и здоровья. Общественные деятели умели правильно использовать имеющиеся законы и положения государства, взяв на себя определенные обязательства, для развития и совершенствования уездной сферы образования.
После революционных событий 1917 г., конечно, была сломана отлаженная система финансирования школьного образования. Но учительский персонал остался и продолжал трудиться, а на- сколько интересно и эффективно, об этом предстоит узнать в ином исследовании.
М. Пахоменкова, заведующая Новоржевским филиалом Псковского музея-заповедника.