Газеты
Образование

В вечном поиске новых идей…

21 декабря 2017
Пожалуй, нет в нашем районе иной сферы деятельности, представители которой с таким завидным постоянством соревновались бы в мастерстве. Профессиональные конкурсы в этой среде проводятся в ежегодном режиме уже больше десяти лет, и за это время в них поучаствовали едва ли не все работники, а некоторые и не по одному разу. Впрочем, за эти годы изменился и формат: на смену конкурсам пришли фестивали мастерства, когда не нужно доказывать, что ты лучший в профессии, а можно просто представить все, чему научился и что наработал в последнее время. Если читатели еще не догадались, то подскажу: речь идет об образовании и педагогах Новоржевского района.

…В минувшую пятницу, 15 декабря,  в Новоржевской средней школе состоялся очередной, уже третий по счету, фестиваль педагогического мастерства. На этот раз своим опытом работы делились учителя начальных классов Новоржевской средней школы, а общая тема фестиваля была определена как «Учет индивидуальных способностей учащихся на ступени начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом». Перенять полезный опыт и поддержать своих коллег в актовом зале школы собрались педагоги района.

Очному этапу фестиваля предшествовал заочный, в котором участвовали практически все учителя начальных классов школ района. Они представили в экспертную комиссию методические портфолио, а на сайте Новоржев-ской школы разместили разработки открытых уроков. По результатам заочного тура экспертная комиссия определила пять лауреатов фестиваля – участников очного тура.

Всех присутствующих в зале приветствовала начальник отдела образования администрации Новоржевского района Н.И. Трофимова. В своем выступлении Нина Ивановна отметила, что сейчас перед педагогами стоят принципиально важные задачи, одна из них – не просто передать знания, а научить каждого ребенка учиться, раскрыть и развить его таланты. По ее мнению, в решении этой задачи немаловажную роль играют конкурсы и фестивали педагогического мастерства, за которыми стоит каждодневный ответственный труд. Н.И. Трофимова поблагодарила всех участников заочного тура нынешнего фестиваля и пожелала лауреатам удачи и раскрытия новых граней их педагогического мастерства. 

И вот ведущие мероприятия И.В. Матвеева и Е.А. Афанасьева называют участников очного тура, им предстоит не только достойно показать педагогический опыт работы, но и провести мастер-классы. Никто из присутствующих ничуть не сомневается в том, что с поставленными задачами они легко справятся, ведь за плечами педагогов  солидный стаж работы с детьми и опыт участия в подобных конкурсах, даже на областном уровне… 

Своим взглядом на то, каким должен быть современный учитель,  и своими педагогическими принципами поделилась  Алевтина Васильевна Иванова. Целью своей работы считает всестороннее развитие личности ребенка. Для достижения этой цели на уроках она использует различные педагогические технологии: критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, проектного и дифференцированного обучения, технологию портфолио. С помощью слайдов Алевтина Васильевна подробно рассказала о каждой из технологий, на каких этапах урока и по каким предметам они применяются, для реализации каких поставленных задач, и самое главное – какие дают результаты. 

Опыт работы по теме «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках в начальной школе» представила Елена Алексеевна Михайлова. Для младших школьников игра по-прежнему является одним из ведущих видов деятельности, поэтому ее пользу в развитии  психических процессов и пробуждении интереса к учению нельзя недооценивать. Помимо этого, игры помогают развивать коммуникативные способности, межличностные отношения, способствуют социализации. Игра делает процесс познания доступным и интересным, а усвоение знаний – более качественным и прочным. Елена Алексеевна привела конкретные примеры игр и игровых ситуаций, используемых ею на уроках по разным предметам.

Уже несколько лет над темой «Индивидуальный образовательный маршрут» работает Надежда Васильевна Антошкова. В контексте этой темы маршрут означает двусторонний учет учебных достижений учащегося: учителем и самим учеником. Такая технология помогает отследить пробелы в знаниях по той или иной теме, акцентировать на них внимание  учеников. Свой опыт работы по технологии учета знаний в учебной деятельности Надежда Васильевна представила посредством видеоролика.


Галина Геннадьевна Митрофанова поделилась с коллегами опытом работы по использованию в  образовательном процессе технологии проблемного обучения, которое мотивирует ученика на познавательную деятельность. На уроках учитель успешно применяет проблемные ситуации: «с затруднением», «с удивлением», «подводящий к теме диалог», «яркое пятно» и другие. По мнению учителя, технология проблемного обучения неразрывно связана с технологией критического мышления, также активно используемой на уроках. Применяемые Галиной Геннадьевной методики вкупе с созданием атмосферы доброжелательности, сотрудничества и поощрения даже небольшой удачи в учении дают высокие результаты учебной деятельности.

Об интересном опыте использования накопительной системы оценивания, характеризующей динамику  индивидуальных образовательных достижений учащихся,  рассказала Светлана Геннадьевна Федорова. Для учета достижений в течение всей начальной школы она проводит предметный мониторинг. Чтобы видеть продвижение ученика в освоении учебного материала, С.Г. Федорова систематически ведет листки индивидуальных достижений, в которых отражаются результаты диагностик, проверочных и контрольных работ. А для того чтобы иметь полное представление о том, что именно нуждается в коррекции, ведется рабочая тетрадь учителя. Кроме того, карты достижений заполняют и сами ученики.

По мнению учителя, такая методика позволяет ребенку увидеть, насколько успешно осваивается предмет, сравнить прошлые достижения с настоящими, способствует формированию самооценки знаний, умений и действий. В результате повышается интерес ученика к уроку и, следовательно, повышается качество знаний.

На этом представление педагогического опыта закончилось. Немного взбодренные приветствием и танцевальным номером коллег из детского сада «Светлячок», лауреаты фестиваля перешли ко второму туру очного этапа – мастер-классу, тема которого соотносилась с практическим опытом работы участников.

Задача для них была такова: в ограниченное время продемонстрировать особенности своего педагогического подхода и обучить своей методике аудиторию, то есть коллег-педагогов, сидящих  в зале. Судя по ответной реакции, коллеги были не прочь выступить в роли обучаемых и с удовольствием поучились приемам критического мышления на примере рассказа Е.Пермяка «Двойка» вместе с А.В. Ивановой; пытались разобраться в значении знаков вокруг нас под руководством Е.А. Михайловой; овладевали особыми секретами мастерства учителя вместе с Н.В. Антошковой; учились составлять синквейны  по примеру Г.Г. Митрофановой и даже порефлексировали на уроке с подачи С.Г. Федоровой.


Надо сказать, что все участники отлично справились со своими задачами и продемонстрировали отличные умения работать и с взрослой аудиторией. 

Итоги фестиваля педагогического мастерства-2017 подвела Н.И. Трофимова и выразила общее мнение о том, что достойно представленный опыт работы учителей начальных классов может быть использован на уроках по любым предметам и в любых классах. Нина Ивановна поблагодарила участниц очного этапа за колоссальный труд и творчество, отметив, что все они достойны только похвалы и уважения, и вручила им дипломы и денежные премии. 

Фестиваль-2017 завершился, и с легкой руки директора школы В.А. Меркуловой эстафетная палочка участия в фестивале-2018  перешла к педагогам специального образования и службы сопровождения. А это значит, что поиск новых идей продолжается…

Оксана Федорова.

Фото автора.


Правила Крещенского купания
18 января 2018
19 января православные празднуют Крещение Господне или Богоявление. Главные традиции праздника Крещения связаны с водой. В Крещенский Сочельник верующие окунаются в освященные воды Иордани – проруби в виде креста, чтобы очиститься духовно. Как праздновать Крещение, как правильно купаться на Крещение? Коротко постараемся ответить на эти вопросы.
«Последний богатырь» против «Иронии судьбы»
14 января 2018
Череду однообразных дней дождливо-серых зимних каникул многие снова коротали у телевизоров, и конечно, не преминули посмотреть широко разрекламированную сказку «Последний богатырь».
Первая неформальная встреча Михаила Ведерникова с журналистами
17 января 2018
13 января, в День российской печати, временно исполняющий обязанности Губернатора Псковской области Михаил Ведерников в г. Острове провел первую неформальную встречу с представителями журналистского сообщества региона. В мероприятии приняли участие более сорока представителей региональных и муниципальных средств массовой информации. Участники встречи обсудили актуальные вопросы региональной журналистики и перспективы развития местных СМИ.
О предвыборной агитации в газете «Земля новоржевская»
14 января 2018
В соответствии со статьями 51, 53 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» редакция газеты «Земля новоржевская» сообщает о своем участии в проведении агитации при выборах Президента РФ, которые пройдут 18 марта 2018 года.
Народное признание-2017: голосование продолжается
16 января 2018
Первая общественная премия «Народное признание», проводимая СМИ, входящими в медиахолдинг Псковской области, проводится в восьмой раз. Сейчас голосование за номинантов в самом разгаре.
Водоснабжение восстановлено
14 января 2018
В первый рабочий день нового года, 9 января, в Единую дежурно-диспетчерскую службу района поступили сообщения жителей Новоржева о том, что в южной части города нарушено водоснабжение. Без воды оказался и один из социально значимых объектов – Служба социальной реабилитации несовершеннолетних ГКУ «Центр социального обслуживания Новоржевского района».