В вечном поиске новых идей…
…В минувшую пятницу, 15 декабря, в Новоржевской средней школе состоялся очередной, уже третий по счету, фестиваль педагогического мастерства. На этот раз своим опытом работы делились учителя начальных классов Новоржевской средней школы, а общая тема фестиваля была определена как «Учет индивидуальных способностей учащихся на ступени начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом». Перенять полезный опыт и поддержать своих коллег в актовом зале школы собрались педагоги района.
Очному этапу фестиваля предшествовал заочный, в котором участвовали практически все учителя начальных классов школ района. Они представили в экспертную комиссию методические портфолио, а на сайте Новоржев-ской школы разместили разработки открытых уроков. По результатам заочного тура экспертная комиссия определила пять лауреатов фестиваля – участников очного тура.
Всех присутствующих в зале приветствовала начальник отдела образования администрации Новоржевского района Н.И. Трофимова. В своем выступлении Нина Ивановна отметила, что сейчас перед педагогами стоят принципиально важные задачи, одна из них – не просто передать знания, а научить каждого ребенка учиться, раскрыть и развить его таланты. По ее мнению, в решении этой задачи немаловажную роль играют конкурсы и фестивали педагогического мастерства, за которыми стоит каждодневный ответственный труд. Н.И. Трофимова поблагодарила всех участников заочного тура нынешнего фестиваля и пожелала лауреатам удачи и раскрытия новых граней их педагогического мастерства.
И вот ведущие мероприятия И.В. Матвеева и Е.А. Афанасьева называют участников очного тура, им предстоит не только достойно показать педагогический опыт работы, но и провести мастер-классы. Никто из присутствующих ничуть не сомневается в том, что с поставленными задачами они легко справятся, ведь за плечами педагогов солидный стаж работы с детьми и опыт участия в подобных конкурсах, даже на областном уровне…
Своим взглядом на то, каким должен быть современный учитель, и своими педагогическими принципами поделилась Алевтина Васильевна Иванова. Целью своей работы считает всестороннее развитие личности ребенка. Для достижения этой цели на уроках она использует различные педагогические технологии: критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, проектного и дифференцированного обучения, технологию портфолио. С помощью слайдов Алевтина Васильевна подробно рассказала о каждой из технологий, на каких этапах урока и по каким предметам они применяются, для реализации каких поставленных задач, и самое главное – какие дают результаты.
Опыт работы по теме «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках в начальной школе» представила Елена Алексеевна Михайлова. Для младших школьников игра по-прежнему является одним из ведущих видов деятельности, поэтому ее пользу в развитии психических процессов и пробуждении интереса к учению нельзя недооценивать. Помимо этого, игры помогают развивать коммуникативные способности, межличностные отношения, способствуют социализации. Игра делает процесс познания доступным и интересным, а усвоение знаний – более качественным и прочным. Елена Алексеевна привела конкретные примеры игр и игровых ситуаций, используемых ею на уроках по разным предметам.
Уже несколько лет над темой «Индивидуальный образовательный маршрут» работает Надежда Васильевна Антошкова. В контексте этой темы маршрут означает двусторонний учет учебных достижений учащегося: учителем и самим учеником. Такая технология помогает отследить пробелы в знаниях по той или иной теме, акцентировать на них внимание учеников. Свой опыт работы по технологии учета знаний в учебной деятельности Надежда Васильевна представила посредством видеоролика.
Галина Геннадьевна Митрофанова поделилась с коллегами опытом работы по использованию в образовательном процессе технологии проблемного обучения, которое мотивирует ученика на познавательную деятельность. На уроках учитель успешно применяет проблемные ситуации: «с затруднением», «с удивлением», «подводящий к теме диалог», «яркое пятно» и другие. По мнению учителя, технология проблемного обучения неразрывно связана с технологией критического мышления, также активно используемой на уроках. Применяемые Галиной Геннадьевной методики вкупе с созданием атмосферы доброжелательности, сотрудничества и поощрения даже небольшой удачи в учении дают высокие результаты учебной деятельности.
Об интересном опыте использования накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, рассказала Светлана Геннадьевна Федорова. Для учета достижений в течение всей начальной школы она проводит предметный мониторинг. Чтобы видеть продвижение ученика в освоении учебного материала, С.Г. Федорова систематически ведет листки индивидуальных достижений, в которых отражаются результаты диагностик, проверочных и контрольных работ. А для того чтобы иметь полное представление о том, что именно нуждается в коррекции, ведется рабочая тетрадь учителя. Кроме того, карты достижений заполняют и сами ученики.
По мнению учителя, такая методика позволяет ребенку увидеть, насколько успешно осваивается предмет, сравнить прошлые достижения с настоящими, способствует формированию самооценки знаний, умений и действий. В результате повышается интерес ученика к уроку и, следовательно, повышается качество знаний.
На этом представление педагогического опыта закончилось. Немного взбодренные приветствием и танцевальным номером коллег из детского сада «Светлячок», лауреаты фестиваля перешли ко второму туру очного этапа – мастер-классу, тема которого соотносилась с практическим опытом работы участников.
Задача для них была такова: в ограниченное время продемонстрировать особенности своего педагогического подхода и обучить своей методике аудиторию, то есть коллег-педагогов, сидящих в зале. Судя по ответной реакции, коллеги были не прочь выступить в роли обучаемых и с удовольствием поучились приемам критического мышления на примере рассказа Е.Пермяка «Двойка» вместе с А.В. Ивановой; пытались разобраться в значении знаков вокруг нас под руководством Е.А. Михайловой; овладевали особыми секретами мастерства учителя вместе с Н.В. Антошковой; учились составлять синквейны по примеру Г.Г. Митрофановой и даже порефлексировали на уроке с подачи С.Г. Федоровой.
Надо сказать, что все участники отлично справились со своими задачами и продемонстрировали отличные умения работать и с взрослой аудиторией.
Итоги фестиваля педагогического мастерства-2017 подвела Н.И. Трофимова и выразила общее мнение о том, что достойно представленный опыт работы учителей начальных классов может быть использован на уроках по любым предметам и в любых классах. Нина Ивановна поблагодарила участниц очного этапа за колоссальный труд и творчество, отметив, что все они достойны только похвалы и уважения, и вручила им дипломы и денежные премии.
Фестиваль-2017 завершился, и с легкой руки директора школы В.А. Меркуловой эстафетная палочка участия в фестивале-2018 перешла к педагогам специального образования и службы сопровождения. А это значит, что поиск новых идей продолжается…
Оксана Федорова.
Фото автора.