Масленица
Этот широкий, весёлый, «разгульный», «пьяный» и «обжорный» праздник отмечали ещё в языческой Руси. Название у него было другое, однако, суть та же: проводы зимы и встреча весны. Масленицей этот удивительный праздник стал называться в XVI веке.
Православная церковь приняла этот языческий праздник с его шумными обрядами, но установила точное время его проведения: за 7 недель до празднования Светлого Христова Воскресения. Вот почему Масленица вошла в число русских православных подвижных праздников, и каждый год меняется время её празднования, но всегда на границе между зимой и весной. После Масленой недели начинается Великий пост. На Масленицу запрещалось есть мясо, но на обилие еды на праздничных столах этот факт совсем не влиял. Русичи пекли блины, оладьи, готовили рыбные деликатесы, заранее запасаясь разными вкусностями. Блины ели в таких количествах, что некоторым становилось трудно дышать, учащался пульс, а другим просто было дурно. В последнее воскресенье накануне Масленицы в домах выставляли на стол все мясные запасы, оставшиеся от Рождества. Плотно пообедав, отправлялись к друзьям и родственникам приглашать их на Масленицу.
А с понедельника во всех домах начиналась праздничная суета. С утра звучали обрядовые песни, молодёжь развлекалась играми и забавами, и всё это сопровождалось смехом и безудержным весельем. Ребятишки сооружали снежные горы, сбегали с них и громко, на всю деревню, кричали: «Приехала Масленка! Масленица приехала!»
С понедельника, как правило, уже никто не работал, хотя празднование Масленицы начиналось только в четверг. В домах пекли, жарили, тушили и парили. По свидетельству иностранцев, побывавших в России начала XIX века на Масленой неделе, в русских семьях происходило следующее: «В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и водкою до бесчувствия».
В каждой области были свои особенности празднования Масленицы. Во Владимире, Вятке, Переяславле-Залесском, Юрьеве-Подольском в огромные сани запрягали 12 лошадей и устанавливали в них столб с колесом наверху. На колесо усаживали ряженого мужика со штофом вина и калачом в руках. В сани набивалась молодёжь, а за ними шли ряженые музыканты.
Похожий обычай существовал в Пензенской и Симбирской губерниях, только вместо лошадей в сани запрягали мужиков, наряженных лошадьми, а на колесе сидел молодой паренёк, который развлекал народ фокусами. Перед санями шли скоморохи и весёлые музыканты.
В Архангельской губернии в огромные сани заводили быка и катали его по улицам. В Сибири во многих областях к Масленице готовили огромные сани, которые соединяли поездом, а в первые запрягали 20 лошадей. На санях строили корабль с парусами, куда усаживалось множество людей, главными среди которых были Госпожа Масленица и Медведь. За масленичным поездом бежали толпы ребятишек, выкрикивающих разные потешки и прибаутки. В других областях Сибири подростки к Масленице готовили соломенное чучело, которое наряжали в мужской костюм и сажали в сани, а рядом ставили пустую бочку из-под вина и стол с закусками.
Совсем по-другому выглядел масленичный поезд в Ярославской губернии. В большую повозку запрягали 10 лошадей гуськом, друг за другом. На каждой из них сидел мальчишка в рубище, перемазанный сажей. Себе на шею мальчишки навешивали бубенчики, коровьи колокольцы и другие погремушки. У одних в руках были кнуты, у других – мётлы. На санях стояла кибитка из рогожи, увешанная вениками, куда сажали пьяного мужика, тоже измазанного сажей и одетого в рубище. В санях стоял жбан с пивом, сундук с пирогами, блинами, оладьями, рыбой и яйцами. Под смех и выкрики односельчан поезд проезжал через всё селение и отправлялся в соседнее село.
В XIX веке в Россию из Европы пришёл обычай на Масленой неделе строить и брать приступом снежные крепости. Особенно широко он распространился на Урале и в Сибири. Строили снежные городки в Пензенской, Симбирской и других губерниях и штурмовали в последний день Масленицы с шумом, криками, смехом. Это было одним из самых любимых развлечений.
На Масленицу проводили кулачные бои, катались с горок на санях, слегах, лубу, причём в то время, пока сани съезжали с горы, девушкам и парням разрешалось целоваться у всех на виду. В пятницу повсюду начиналось катание на тройках с бубенцами. Катались просто так и наперегонки. В некоторых губерниях устраивали «съездки». В большое торговое село в четверг или пятницу на Масленой неделе съезжались на лошадях все желающие. Бывало, что таковых насчитывалось более 800. Катание начиналось после трёх часов дня. В сани усаживали молодых девушек, которых кучер должен был напоить и хорошо угостить. Любили покататься и замужние женщины, чтобы показать, какой дорогой мех у них на шубах, но чаще всего на «съездках» катались молодые супруги, сыгравшие свадьбу в прошедший мясоед. В санях они прилюдно целовались и веселились.
Окончание в следующем номере.