Жизнь героя не знает предела, средь живых он остался живой
На линейке присутствовали почётные гости: заместитель главы администрации Плюсского района по соцвопросам Н. Иванова, начальник отдела образования райадминистрации А. Феоктистов, полковник морской пехоты, представитель регионального штаба «Юнармия» П. Дроздов, руководитель общественного поискового объединения «След пантеры» Г. Корольков, руководитель штаба движения «Юнармия» Плюсского района Т. Данилова.
— Сегодня мы присутствуем на историческом событии. Открытие мемориальной доски — это дань памяти герою Великой Отечественной войны и знак уважения всем, кто сражался за наше мирное настоящее. Историю надо чтить и помнить, ведь кто не помнит истории, у того нет будущего. А будущее — за вами! — обращаясь к школьникам, сказала Н. Иванова.
Торжественное право открыть мемориальную доску было предоставлено экс-президенту клуба «Патриот» (2010-2015 гг.) С. Ковальчуку и руководителю клуба А. Михеевой.
В своём выступлении уроженец Плюсского района П. Дроздов напомнил про ещё одну дату — 19 февраля фашисты заживо сожгли мирных жителей в д. Малые Льзи. Павел Иванович рассказал, что среди погибших была и его бабушка.
Ученики школы рассказали о боевом пути В. Артюха.
Напомним, В. Артюх родился 7 сентября 1907 г. в г. Вильно в семье рабочего. В 1920-х гг. учился в Плюсской школе. Подростком уехал работать в Ленинград, где окончил курсы шофёров. Отслужив в Красной Армии, работал шофёром в одной из автоколонн Ленинграда.
Участвуя в боях с белофиннами зимой 1939-1940 г. в должности шофёра отдельного понтонно-мостового батальона, красноармеец В. Артюх проявил подлинный героизм и мужество, мастерское владение техникой в сложных условиях боевой обстановки и беззаветную верность воинскому долгу.
6 декабря отдельный понтонно-мостовой батальон получил приказ выбросить переправочный парк к реке и обеспечить нашим войскам её форсирование. Владимир Кузьмич уже зарекомендовавший себя в предыдущих боях опытным и смелым водителем, получил задачу вести на повышенной скорости головную машину колонны. На протяжении всего пути и особенно на последних километрах машины находились под сильным огнём противника.
Красноармеец Артюх стремительно вёл свою тяжёлую машину, умело преодолевая трудную дорогу и уклоняясь от вражеского огня. Впереди показался высокий подъём. Артюх решил, во что бы то ни стало проскочить высоту. Машина набрала максимальную скорость. И вот гребень позади. Одним из осколков был пробит радиатор, разбита фара, двигатель заглох. В. Артюх быстро устранил неисправности и снова вперёд.
Самое трудное было впереди — впереди минное поле. Артюх решил вести свою машину по следу, проложенному впереди идущей танкетки. Но вскоре след закончился. И тогда, рискуя жизнью, водитель направил свою тяжёлую машину на минное поле. Проскочив его, у берега р. Тайпален-Йоки круто развернулся и сбросил понтон на воду. Пришли другие машины. Переправа начала действовать.
За героизм и мужество, проявленные при выполнении боевых задач в боях с белофиннами, Владимиру Кузьмичу 21 марта 1940 г. было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Он стал первым из военных водителей, удостоенных этой высшей степени Отличия Советского Союза.
Слава о мужественном и храбром воине быстро разлетелась далеко за пределы его части. О шофёре-герое писал известный советский поэт А. Твардовский в воспоминаниях «С Карельского перешейка».
Ранее в этот день школьники посетили памятные знаки в райцентре на каждом из которых провели торжественно-траурный митинг и возложили цветы, кроме того, в школе были проведены тематические классные часы.
А. Паянен. Фото автора.