ВИИДО ПОЛИКАРПУС И ЕГО КАРТИНЫ
Ну, что тут сказать, итожа увиденное и услышанное в минувший понедельник на вернисаже в городском музее? Есть повод философски поразмышлять о ветре судьбы, который у каждого человека разной силы и направления. Блажен тот, кого по реке жизни подгоняет лёгкий теплый ветерок. Знай, лежи в своей лодке, смотри на небо, птиц, цветы по берегам. Но есть те, кому подобного лёгкого покачивания мало. Или так: кого против собственной воли сила судьбы втягивает в шквал, размашисто раскачивает на жестоких волнах. Только старайся крепче держаться за борта, иначе - в пучину.
ВОТ И ВИИДО ПОЛИКАРПУС, с чьими картинами знакомились печеряне на вернисаже. По воле или против воли носила его судьба по всему миру, втягивала в самые противоположные по смыслу и степени опасности дела? Столько разных поворотов было. И эта выставка картин, на которых не видим и намека на те сложные перипетии, в которых пришлось побывать автору, – она о чём? О том, что найдена, наконец, та гавань, куда завела судьба и откуда не хочется уплывать?
ТЕПЕРЬ ПО ПОРЯДКУ О ТОМ, О ЧЁМ НЕСКОЛЬКО СУМБУРНО НАЧАЛИ. Представившая печерянам художника – друг художника Триин Партс, рассказала, что её родной хутор и хутор Виидо Поликарпуса соседствуют на юге Эстонии. Сама Триин по роду службы только наездом бывает здесь, а вот Виидо осел прочно.
А ЧТО БЫЛО С НИМ РАНЕЕ? Родился в 1946 году в лагере беженцев в Германии. Потом семья перебралась в Америку. Там Виидо рос, осваивал американский образ жизни. То есть пробовал себя во всех доступных сферах. Трудности перевода (он говорил по-эстонски) не могли дать точного представления о его «экстремальной» , как он сказал, службе молодого парня. Возможно, он и сам не хотел уточнять, что за резкий поворот в его судьбе был. Потом несколько мест учёбы. В Сан-Франциско - живопись. Как сказал Виидо, тогдашние преподаватели рекомендовали студентам использовать некие наркотики, чтобы развивать творческие подходы при создании работ. Возможно, речь шла именно об ЛСД (не о героине же!). Увлечению этим веществом в своё время поддалась чуть ли не вся богемная Америка. Даже термин был в ходу : «кислотная музыка», что может быть намёком на ту же ЛСД. Виидо, по его словам, настолько увлёкся «творческим подходом к делу», что даже воспоминания об этом постарался стереть. Так что он, скорее, сам себя образовал, а не пресловутые преподаватели. Но мощные творческие задатки проросли несмотря ни на что. Он изучал английскую литературу и изобразительное искусство в университете Монмута (Нью Джерси). И институт изобразительного искусства в Сан-Франциско всё-таки закончил. Виидо стал довольно востребованным художником в Америке. Был иллюстратором книг, создавал самостоятельные художественные произведения. Казалось бы, американский образ жизни стал и его образом жизни. Но. . . Новый поворот в судьбе случился в 1995 году. Оставлена страна, где прошли молодые годы. И вот мы видим Виидо Поликарпуса в Эстонии. На хуторе, в родных местах его родителей. В тех местах, где он ни разу не был, но куда тянуло его то чувство, что не опишешь словами. Это чувство родины, впитанное с рассказами матери.
И ВОТ ЭТОТ ПЕРИОД ЖИЗНИ, КОТОРАЯ СЕЙЧАС , НАВЕРНОЕ, ЗАВЛАДЕЛА ХУДОЖНИКОМ ПОЛНОСТЬЮ, как раз нашёл своё отражение в картинах , представленных в зале печорского музея. Нет ни городских улиц Эстонии, нет небоскрёбов и пресловутых американских прерий. Передано видение эстонского сельского жителя, которому милее именно такой образ жизни. Зимние дороги, цветущие кусты, поля. Пруд рядом с хутором. Как сказал Виидо, чтобы оживить этот пейзаж, он на передний план поместил лягушку, одну из тех , которых множество в пруду.
Вот сосед идёт по зимней дороге из магазина, везя на санках покупки. Грач сидит на заборе. И только раз видим двухэтажный дом. Но это дом старой довоенной постройки на окраине Таллина. Даже перекосившейся слегка. Как свидетель той жизни, в которой пребывали родители Виидо ещё до его рождения и к которой он стремился, находясь в бешеной круговерти Америки. Судя по тому, как рассказывал о своей прошлой и нынешней жизни Виидо Поликарпус, он удовлетворен именно нынешней. И все его выставленные картины – именно об этом умиротворении. Только вот автопортрет, который поместили несколько в стороне от основной экспозиции, говорит о мощных внутренних силах художника. Если есть такие силы, их можно применить и в тихом уголке. Пусть это имеют в виду те, кого так привлекают огни и мельтешащая суета больших городов.
Ведь талант, если он есть, он найдёт выход в любой креативной деятельности. На вернисаже Виидо сыграл на рояле и спел песни своего сочинения ( как сказал, учился играть сам). Он занимается журналистикой. В общем, и в тихом хуторском уголке человек смог продолжить насыщенную жизнь.
НА СНИМКАХ: Виидо Поликарпус увлечённо и интересно рассказывает о своих картинах. Его принцип: названия не ставить. Зрители сами разберутся. Но для участников вернисажа, среди которых были члены изостудии школы искусств он решил подробнее рассказать о своих работах (нижний снимок);
на верхнем снимке Виидо поёт и аккомпанирует себе на знаменитом печорском рояле;
в память о Печорах гость увезёт с собой картину Александра Бушуева, одного из известных «Митьков», который тоже живёт в деревне. С. МАРКЕЛОВ.
Фото автора.