Газеты
Человек и закон

Актуальные вопросы защиты прав и законных интересов граждан в сфере оплаты труда на территории Псковской области: проблемы, пути решения

12 июля 2018
26 июня в здании прокуратуры Красногородского района состоялся открытый форум прокуратуры Псковской области в режиме видеоконференции, посвящённый проблемам своевременной выплаты зарплаты и «теневой занятости».

От Красногородского района в нём приняли участие и. о. прокурора района, советник юстиции Валерий Петкевич; заместитель главы администрации района - начальник отдела по экономическому развитию, имущественным и земельным отношениям, использованию природных ресурсов Лариса Ефремова; представитель местного СМИ.

Открытый форум прокуратуры Псковской области - это площадка для открытой дискуссии по актуальной социально-экономической повестке между представителями органов прокуратуры и широким экспертным сообществом.

Формат «живого» разговора позволил в режиме реального времени провести глубокий анализ сфер, в рамках которых наиболее часто наблюдаются факты пренебрежения правами граждан и не соблюдается законодательство в государственно значимых отраслях; определить инструменты по максимально эффективному устранению нарушений. 

По итогам обсуждения были выработаны рекомендации для работы органов прокуратуры совместно с общественными институтами, ответственными учреждениями и ведомствами.

Открытый форум прокуратуры Псковской области, проводившийся уже в третий раз, призван стать качественно новым механизмом для укрепления правозащитной функции ведомства как приоритетной и повышения её эффективности.

В первой части форума состоялся диалог на тему: «Проблемы своевременной выплаты вознаграждения за труд. Актуальные вопросы обеспечения защиты прав граждан в условиях повышения минимального размера оплаты труда в РФ».

Основные способы защиты трудовых прав и свобод перечислены в ст.352 Трудового кодекса РФ. Государственный контроль (надзор), осуществляемый государственными инспекциями труда, прокурорский надзор и судебная защита, как свидетельствует правоприменительная практика, являются самыми распространёнными.

По словам спикеров, прокуроры всегда отстаивали право граждан на своевременную и полную оплату труда. Этому, не теряющему своей актуальности вопросу уделяется приоритетное внимание и сейчас.

Активно ведут прокуроры работу по выявлению латентной задолженности, устанавливают факты сокрытия работодателями информации о реальных долгах по оплате труда от органов статистики.

Пристальное внимание в решении вопроса о реальном устранении нарушенных прав граждан необходимо уделять деятельности всех без исключения контролирующих и правоохранительных органов, не забывая о вопросах эффективного взаимодействия между ними.

По состоянию на 01.06.2018 размер просроченной задолженности  перед 1176 работниками составляет 75,5 млн руб.

Органами прокуратуры области для аккумулирования данных осуществляется еженедельный мониторинг ситуации в рассматриваемой сфере правоотношений.

В истекшем периоде 2018 года в результате принятых прокуратурой мер реагирования 3944 работникам выплачена задолженность по заработной плате на сумму около 71,9 млн руб.

Актуальность в настоящее время принимает вопрос реализации прав работников в свете повышения в 2018 году минимального размера оплаты труда (МРОТ). 

В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 мая 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 11163 рублей в месяц.

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Действующее трудовое законодательство гарантирует гражданам оплату труда в размере не менее МРОТ. Доплата до МРОТ в 2018 году должна быть произведена работодателем, если зарплата сотрудника, трудящегося в режиме полного рабочего времени, не достигает уровня МРОТ. 

Помимо МРОТ, определяемого на федеральном уровне, некоторые субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер заработной платы в соответствии с правилами ст. 133.1 ТК РФ. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального. Установленного уровня МРОТ (федерального или регионального) должна достигать именно зарплата работника - с учётом всех её составных частей: оклада, надбавок, компенсационных выплат и т.д. 

Общественности как проводнику между работниками и правоохранителями следует принимать активное участие в решении вопроса о недопущении нарушений прав граждан в сфере оплаты труда. Такое участие главным образом заключается в аккумулировании и доведении до контролирующих органов информации о нарушениях, связанных с выплатой вознаграждения за труд ниже МРОТ.

Во второй части форума состоялся диалог по теме: «Теневая занятость». Проблемы легализации». 

Почти половина работающих граждан вовлечена в неофициальный, «теневой», рынок труда. Такие данные обнародовал Центр социально-политического мониторинга в начале 2018 года. Социологическое исследование Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ показало, что «серый» рынок труда в последнее время оживился. 

Количество работников, получающих «серые» зарплаты, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 4,5 процента. Масштабы негласной занятости зависят от текущей экономической ситуации: нестабильность последних лет вызвала снижение реальных доходов населения. Стремление компенсировать потерянное подталкивает к поиску заработка в неофициальном секторе.

В 2018 году в регионах выявлено более 864 тысяч неформальных работников, из них 810 тысяч уже легализовано. В основном без договоров работают в строительстве, торговле, на транспорте и в сфере оказания услуг.

Это говорит о том, что эффективность борьбы с теневым рынком возрастает. Однако статистика вряд ли в полной мере отражает ситуацию. Пока одних выводят из «тени», в неё попадают другие. 

С целью легализации трудовых отношений Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»  внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Абзацем 4 статьи 11 ТК РФ предусмотрена возможность «легализации» трудовых отношений, возникших на основании гражданско-правового договора.

Проблема выявления фактов осуществления трудовой деятельности без оформления трудовых договоров заключается в нежелании граждан, работающих неофициально, легализовывать свои трудовые отношения ввиду угрозы сокращения доходов от своей трудовой деятельности либо потери работы. В свете указанной проблемы контролирующим органам зачастую недостаточно сведений, получаемых в ходе проведения плановых и внеплановых проверок. Необходимо проработать вопрос участия общественных объединений и правозащитных организаций в продвижении деятельности по легализации трудовых отношений, а также освещения способов защиты трудовых прав и преимуществ официального трудоустройства в СМИ.

В завершение встречи Сергей Белов отметил, что диалог получился конструктивным. Порадовало отзывчивое отношение участников форума к заявленным проблемам. Подводя итог, прокурор региона пообещал, что результаты форума будут обобщены и доведены до сведения его участников. 

София ВАСИЛЬЕВА.

К отопительному периоду готовы
20 сентября 2018
Уже совсем скоро наступит отопительный сезон. Подготовка нашего района к нему практически завершена.У
Танцевальный зал преобразится
20 сентября 2018
C 8 сентября в Красногородске начались работы по ремонту танцевального зала.
В Государственной Думе предложили дополнительные меры по поддержке людей предпенсионного возраста
20 сентября 2018
Проектом поправок предлагается внести изменение в Гражданский кодекс РФ, которое обеспечит право на получение обязательной доли в наследстве при достижении возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин