Наш театр – поистине народный!
– С «Затеи сельской остроты» вы привезли два диплома лауреата и диплом первой степени за три постановки, то есть – полный успех?
– Я до сих пор под впечатлением! Члены жюри были в восторге от игры наших актеров, хохотали до слез, цитировали отдельные реплики, в общем, мои сомнения в том, что материал не подходит для фольклорного фестиваля (ведь две из наших постановок – по произведениям зарубежных писателей), были развеяны без следа после первого же нашего выступления. Какую гордость я испытала за наших юных и взрослых артистов и за Новоржевский район, который они так достойно представляли!
– Вы не боитесь ставить сложные для восприятия пьесы (последняя постановка по произведениям Э. Хемингуэя и К. Воннегута). Как воспринял этот спектакль новоржевский зритель?
– Я осознавала ту долю риска, на которую мы шли. Но мне всегда хочется, чтобы спектакль был с каким-то смыслом, не просто посмеялись и разошлись. Я дала почитать рассказы моим актерам, их захватило. И мы решили, что если это нравится нам, не может быть, чтобы не понравилось больше никому. Мне показалось, зритель понял и оценил наш замысел…
– Как стать актером новоржевского театра? Ведь даже для самодеятельности нужны какие-то задатки и способности…
– Заявляю с полной уверенностью, что играть в театре может любой человек. Лю-бой! Но только тот, кто этого сильно хочет. Бывает, у человека не все сразу получается, но он вкладывает столько труда и энергии, что добивается поразительных результатов. Другой же, более способный, с порога заявляет: «Нет, этого я сделать не смогу», даже не пытаясь попробовать. С такими актерами работать очень тяжело.
Могу привести наши примеры. Упорного и регулярного труда стоят выходы на сцену актеру нашего театра Николаю Васильеву. Не все дается сразу. Но результат налицо – Николай был отмечен специальным призом жюри фестиваля «Затея сельской остроты», и его цитировали члены жюри! Участие в фестивале – это и его личная победа!
Также жюри особо отметило игру нашей замечательной Анны Тарасовой. Анна – профессионал, сама режиссер, яркая личность, она была центральной фигурой в постановке по произведениям Пушкина, и это невозможно было не оценить.
А наши выпускники Владимир Богданов и Илья Ливеров? Их уход – это моя личная трагедия. Сколько раз я в голове уже начинаю примерять к ним новые роли, забывая, что ребята уезжают учиться.
А девочки – Аида Гасанова, Лиза Павлова, Лиза Офицерова – я говорю с ними языком профессионалов, и они, не зная некоторых терминов, прекрасно меня понимают. Я только намекну, а они делают!
– Так Вы не против импровизации?
– Обожаю! Очень тяжело работать, когда человек все время ждет указаний, что делать дальше.
– Наш зритель не избалован богатыми декорациями, но как это интересно, когда действие происходит не на пустой сцене…
– О! За декорации отдельное спасибо моему мужу, Михаилу Дементьеву, Олегу Фадееву, Николаю Васильеву, Ольге Гулиновой, Ларисе Ивановой...
Руки у меня растут не оттуда, откуда хотелось бы, и я могу только нафантазировать – «нужно чтобы на сцене было что-то этакое, что двигалось бы и могло открываться». Все смотрят на меня недоуменно, но на следующий день я прихожу и вижу на сцене именно то, что мне нужно. И это здорово!
– Как выходите из положения с костюмами? С современностью проще, а пушкинская эпоха?
– Все с миру по нитке. Что пошили, что подшили-перешили. И вот, понимаете, в чем суть народного театра, ведь это не только роли, весь реквизит мы тоже собираем общими, «народными», силами. Все только спрашивают: «Дарина, что вам еще нужно?» И пошло-поехало: Ольга Петрова приносит подходящие сережки себе и другим «дамам» из «Девицы К.И.Т.», жена Саши Глебова приходит повязывать мужчинам шейные платки (тоже наука!), а Саша помогает нам доставить актеров на театральный фестиваль. А ведь многие – люди крайне занятые, участвуют в постановках совершенно безвозмездно, но тот же Дима Иванов говорит: «Что угодно, но репетиции я пропустить не могу!»
– Вы демократичный режиссер, не разносите всех за ошибки и промахи?
– Вообще, я ругаться не люблю. Люблю подурачиться, пошутить друг над другом. Я – за веселые репетиции, но против репетиций, на которых мы ничего не делаем, не люблю непродуктивно тратить время.
– Вы и в Вехно, на своем основном месте жительства, лицедействуете?
– Ну, в Вехно наша дочь Ассоль ходит в детский сад. Как же не порадовать детей, если под руками свой «аниматор»! И здесь опять же – я не одна. На помощь приходит моя семья – муж, мама, бабушка – и вот уже готова мачта, парус, штурвал из колеса прялки, и я – грозный пират!
– В общем, работа у Вас получается круглосуточная…
– Есть такая поговорка: «На любимой работе не работаешь ни дня». Это про меня. Конечно, и вечером, и в отпуске я не перестаю думать о чем-то, касающемся театра, но я люблю свою работу, люблю людей, с которыми работаю, и жизнь меня не разочаровывает – чаще всего мне на пути встречаются люди, которыми я восхищаюсь во всех отношениях.
– Наш зритель уже заинтригован, чего ожидать в следующем сезоне?
– Знаете, так всего хочется!
Конечно, мы еще разок проверим на прочность новоржевского зрителя какой-нибудь необычной пьесой.
Мечтаю поставить «Женитьбу» и «Игроков» Гоголя. Но для «Игроков» нам нужен будет кто-то, кто сможет обучить мужчин мастерской игре в карты (когда я училась, к нам для этого приходил фокусник). Ну а с детьми из «Волшебной маски» было бы замечательно поставить «Питера Пэна», еще раз рассказать о знакомой всем взрослым мечте – никогда не взрослеть.
Театр ведь и дарит нам эту возможность – раскрыться и воплотить в реальность наши давние мечты…
Беседовала Ольга АНДРЕЕВА.