Газеты
рубрика новая

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

17 сентября 2018
школа, открытая для всех

Окончание. Начало в № 72
 Многолетняя практика наших учителей доказала, что ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению, если педагог даст ему свободу, позволит быть самостоятельными, даст возможность продемонстрировать свои способности. Поэтому учителя, осуществляющие инклюзивное обучение, чаще дают на выбор несколько заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности. При таком отношении проявляются образовательные потребности учащихся, что даёт толчок к развитию мотивации и познавательного интереса.
Преодолеть безучастность ученика с ОВЗ и стимулировать проявление его познавательного интереса помогает учителям деятельностный подход. При деятельностном  подходе в центре внимания стоит совместная деятельность учеников с учителем. Педагоги в этой ситуации  не дают готовые знания, а ищут их вместе с учащимися. В школе действует специально оборудованный кабинет «Доступная среда», где работают психологи, проводятся коррекционные занятия. На практике мы поняли, что  мотивация и познавательная самостоятельность активно формируются, если ученик начинает ощущать себя субъектом образовательного процесса и понимать зависимость результата от его действий. Самостоятельность не даётся ребёнку с рождения, а формируется в процессе образования. Познавательная же самостоятельность развивается через навыки и умения узнавать новое самостоятельно. Занимаясь в «Доступной среде»,  ученик с ОВЗ учится принимать решения, проявлять инициативу и не бояться совершать ошибок.
Для достижения этой цели мы применяем и  метод  проблемного обучения, при котором ученик получает возможность включиться в образовательный процесс как активный участник. Задавание при изучении нового материала вопросов, которые требуют анализа, сравнения и рассуждения, вызывает интерес к новому материалу. Неверные ответы не критикуются, а мягко корректируются. Важно в этой ситуации поощрять учащихся, которые задают вопросы, так как это отражает их желание думать самостоятельно.
Постановка проблемных вопросов и совместный поиск ответов учит самостоятельному определению вопросов и формулированию задач. Тогда ученик понимает ценность процесса получения знания.
Компьютерные и мультимедийные формы работы расширяют возможности развития познавательного интереса учеников с ОВЗ. Использование презентаций при объяснении нового материала делают занятия более наглядными, потому что такая организация учебного материала содержит три вида памяти: зрительную, слуховую и кинетическую.
Изучая материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», я остановила свое внимание на словах педагога из далекой Хакассии  Г. Гаджимурзаевой. Она утверждает, что «каждый урок с таким учеником – это, в первую очередь, общение». Да именно  общение с другими людьми мотивирует каждого человека к самостоятельной деятельности и помогает познать окружающий мир. Поэтому обязательной частью каждого занятия является процесс развития коммуникативных навыков обучающихся
В процессе обучения  детей с ОВЗ мы пытаемся установить контакт с родителями ребёнка  и работать совместно. Развитию познавательного интереса помогают занятия в игровой форме, которые доступны и родителям в домашних условиях.
В школе дети, конечно же, контактируют со сверстниками. Все это  помогает ребёнку с ОВЗ социализироваться, поэтому внеурочная деятельность – это одно из направлений успеха обучения. Важно учитывать детскую инициативу при организации утренников и праздников, включать детские импровизации
  Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.  Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.  Сопровождение обучающихся в нашем образовательном учреждении осуществляется по трём основным взаимосвязанным направлениям:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.
Подводя итог, хочу отметить, что главное в работе с детьми с ОВЗ - это необходимость развития мотивации и познавательной самостоятельности у обучающихся. Как пример успешной деятельности хочу сказать, что обучающиеся с ОВЗ успешно заканчивают не только основную школу, осваивая общеобразовательную программу, но и обучаются в средней школе, получают аттестат об общем среднем образовании. Имея высокую мотивацию к обучению, они продолжают обучение в ВУЗах. Так, две недавние выпускницы с успехом окончили Псковский Государственный университет. На семидесятилетие школы мы получили от одной из них в подарок авторскую книгу о школе. Поэтому считаю, что цель обучения детей с ОВЗ - развитие самостоятельности в формировании собственного мнения и уверенности в собственных силах  наша  школа выполняет с честью.
Чувствуя причастность к общему делу, ученики с ОВЗ приобретают уверенность в себе и  стремятся быть самостоятельными, что помогает выпускникам с ОВЗ реализовать себя в жизни.  А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не  был изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.
Е.Ястребова,
 учитель школы №3

 

Восстановить и сохранить для потомков!
20 сентября 2018
Те жители Лазарева и близлежащих деревень, для кого небезразличны прошлое, настоящее и будущее родного края, собрались на заседание объединения «Юный краевед». Первыми членами объединения стали учащиеся филиала МБОУ «Печорская гимназия» ООШ «Бельская школа». Работает объединение на базе Печорского Дома детского творчества.
Победа семьи Добриных
20 сентября 2018
Семья года - 2018
Слетали в Крым
20 сентября 2018
Впечатления отдохнувших
За все вопросы голосовали единогласно
20 сентября 2018
На сессии районного Собрания депутатов
Внимание: пройдут велогонки!
20 сентября 2018
22 и 23 сентября пройдут соревнования «Открытый кубок Псковской области по велосипедному спорту, посвящённый памяти велопутешественника Глеба Травина»
Михаил Ведерников вступил в должность Губернатора Псковской области
20 сентября 2018
Михаил Ведерников вступил в должность Губернатора Псковской области. Инаугурация прошла в понедельник, 17 сентября, в Большом концертном зале Псковской областной филармонии.