В юбилей о воспитателях и детях
- В настоящее время я работаю в подготовительной группе, - рассказывает Ольга Витальевна. – В «Рябинке» - с самого открытия. Всего мой стаж работы – 37 лет. В Печоры приехала из Кирова. Сюда пригласили на работу моего мужа-музыканта. Он руководил эстрадным ансамблем. Поначалу мы готовили детский сад к открытию. Причём, делали это абсолютно бесплатно. Оформляли группы, готовили к тому, чтобы детишки чувствовали себя комфортно. Мы ждали открытия очень сильно, с приятным волнением. Это был единственный в городе сад на двести восемьдесят мест. В составе первого педагогического коллектива было 24 воспитателя, не считая музыкального работника, технического персонала. Вспоминаю те времена с трепетом. Люди настолько были заинтересованы в том, чтобы довести результат до самых высоких показателей, что работали с огромным энтузиазмом, не считаясь с личным временем и интересами. Конечно, помогали родители. Мне особенно запомнилась первая заведующая «Рябинкой» - Людмила Фёдоровна Травина. Она находилась в саду с раннего утра и до позднего вечера. И мы, воспитатели, часто интересовались: «Людмила Фёдоровна, а Вы домой уходите?». Оформление территории, групп – во всём принимала участие первая заведующая.
- Почему детский сад назвали «Рябинка»?
- При открытии детского сада нужно было оформить не только само здание, но и прилегающую территорию. А больше всего было посажено рябин. Сомнений в названии не было. Даже на столовых приборах была нарисована рябина. Это всё подбиралось специально, со смыслом. А Людмила Фёдоровна очень хотела, чтобы название не повторялось, было оригинальным. Ведь берёза и рябина – символы России.
- Как находите общий язык с малышами?
- Тут всё начинается с себя. Нужно ответить себе на вопрос: «С чего начать?». Каждая группа малышей – работа с чистого листа. Трудно в самый первый день. Детишки с каждой минутой становятся роднее, ближе. А через неделю малышей уже воспринимаешь, как собственных детей.
- Что испытываете, когда выпускаете подготовительную группу?
- Ощущения непростые. Чувство, как будто оторвали частичку сердца. Отпускаешь их в школьную жизнь. Но, всё равно, дети иногда заходят, рассказывают о своих успехах, просят совета.
- Чем отличаются дошколята 1989-го и 2019-го годов?
- Различия очень существенны. Всё общество идёт по пути компьютеризации. Дети различаются даже нахождением во времени, в эпохе. Например, у трёхлетних малышей примерно одинаковые навыки самообслуживания сейчас и тридцать лет назад. Но умение познавать мироздание у современных детей выше за счёт потоков информации. Дети очень интересуются окружающим миром, могут рассказать о звёздах, о том, что окружает.
- Что лучше: кнут или пряник?
- Сразу скажу, что напрочь отметаю насилие, как метод воспитания. Насилие порождает насилие. Но и одним пряником результата достичь сложно. Поэтому стараюсь мотивировать детей к развитию разными методами. Это могут быть и так называемый «умный стул». Его суть: провинился, баловался – сядь на стул, подумай. Отсюда и название «умный стул». Ребёнок задумывается над своим поведением, старается в дальнейшем не повторять того, что привело на «умный стул». Наказание заключается в том, что ребёнок не участвует в играх, временно не со всеми. Больше пяти минут никто из моих воспитанников на «умном стуле» не находился. С детьми нужно общаться на равных. Но каждый ребёнок должен чувствовать, видеть, что авторитет воспитателя выше в силу опыта, знаний. Для этого воспитатель и приходит в профессию, чтобы заинтересовать детей, помочь им сориентироваться.
- Существует некая триада: ребёнок-родители-педагог. Кто здесь главный в воспитательном процессе?
- Без сомнения – семья. Неважен ни состав семьи, ни её положение. Важно только то, что родители являются самыми первыми воспитателями ребёнка. Роль воспитателя тоже нельзя принижать, но семья – важнее. Я могу что-то посоветовать родителям, дать совет или методический материал. Но решения принимать им самим.
- Если бы открыли школу для родителей, то какие предметы, по Вашему мнению, там должны быть самыми важными?
- Я думаю, что это должна быть культура поведения, этикет и естествознание. Даже Ломоносов начинал именно с естественных наук. Без культуры и познания мира ничего не было и не будет. И ещё обязательно добавила бы духовное воспитание.
- Ваш жизненный девиз?
- Если не я, то кто же.
- День прожит не зря, если…
- Если в конце дня я вижу улыбки и благодарность на лицах детей.
- Почему плачут дети?
- Причины бывают разные. Это могут быть просто каприз, а иногда – обида. Но дети очень быстро реагируют на изменения во внешнем мире. Иногда слёзы – это оружие ребёнка, способ манипуляции. Тут важно различать причину слёз.
- Что должен уметь ребёнок по окончании детского сада?
- Здесь считаю, что для детей самое важное – уметь слушать и слышать, понимать. А всё остальное приложится.
- Вы счастливый человек?
- Наверное, да. Были времена, особенно перестроечные годы, когда хотелось уйти из профессии. Но, к счастью, этого не произошло.
- Что такое счастье?
- Счастье – это здесь и сейчас. Это ощущение, когда никуда не хочется уходить из профессии. Я счастлива от того, что нужна ребёнку.
- Кого из коллег и ветеранов можете отметить?
- Прежде всего, это Елена Владимировна Целикова. Сейчас она работает в библиотеке. Елена Владимировна проработала много лет в «Рябинке». За свой труд и отношение к детям была награждена Грамотой Министерства образования. Что касается коллектива детского сада, то мы идём в одном направлении. И здесь очень важна роль руководителя. Он должен заботиться о комфорте своего коллектива.
С Ольгой Витальевной можно говорить бесконечно. Она – очень интересный собеседник. Но справедливости ради, отмечу, что наш разговор состоялся во время «тихого часа». И то Ольга Витальевна не могла уделить много времени. С детьми надо быть всегда рядом, даже во время сна. Значит, атмосфера в «Рябинке» способствует тому, чтобы сотрудники не отбывали номер, а стремились всегда находиться рядом с воспитанниками. И роль руководителей здесь важна в первую очередь. Именно заведующий формирует такие условия, в которых хочется работать. Поэтому вполне уместным будет напомнить, что заведующими детским садом «Рябинка» в разные годы были Людмила Фёдоровна Травина, Ирина Ивановна Травина, Арина Евгеньевна Михайлова, Антонина Ивановна Дуброва. С недавнего времени «Рябинкой» заведует Валентина Олеговна Шнявина. С юбилеем, «Рябинка»! Будь всегда молодой, активной и наполненной детским смехом!
В. Маслов