Газеты

Пророк и гений

21 марта 2019
Музыкальный мир отмечает 175-летие Николая Римского-Корсакова

В историю мировой музыки Римский-Корсаков вошёл не только как выдающийся композитор, но так же как дирижёр, педагог, музыкальный критик и общественный деятель. 17 марта, накануне юбилея этого великого человека,  в музее-усадьбе Римского-Корсакова прошёл День открытых дверей. В усадебном доме в Вечаше состоялось открытие выставок «Путешествие в мир опер» и «Величие духовного подвига». Также ценителям классики была предложена концертная программа «К юбилею великих гениев», которую представил коллектив Псковского областного колледжа искусств. 

«Вспоминайте меня моей музыкой»

В своём приветственном слове директор музея-усадьбы Римского-Корсакова «Любенск-Вечаша» Евгений Барканников отметил, что Николай Андреевич – мировой гений, который своими произведениями сумел воплотить дух народных сказок. «Это человек неординарный. Кадровый военный, но в то же время стал музыкантом, не имел высшего музыкального образования, а преподавал в консерватории и одновременно изучал вместе со студентами теорию музыки. Сочинял серьёзную музыку, а произведения в основном построены на сюжетах народных сказок. Писал музыку, сидя в своём кабинете, не имея инструмента. О нём можно говорить много, ведь неслучайно он считается музыкальным гением, – сказал Евгений Николаевич. – И как Николай Андреевич сам писал, если будете вспоминать меня, то вспоминайте моей музыкой».

И все, кто собрался на День открытых дверей в Вечаше, вспоминали. Помог в этом коллектив Псковского областного колледжа искусств, который уже по сложившейся традиции принимает участие в мероприятиях, проводимых сотрудниками музея. Надо сказать, что этот коллектив ведёт большую концертную деятельность, участвует в региональных, всероссийских и международных проектах. В колледже воспитываются будущие вокальные исполнители, хормейстеры, дирижёры и педагоги. Репертуар хора разнообразен. Это произведения не только отечественной, но и зарубежной музыки, народные песни. К слову, современную музыку изучают в сотрудничестве с современными композиторами. Высокий исполнительский уровень, стройность, красота звучания, выразительность и богатая динамическая палитра – то, что характерно для этого творческого коллектива. На базе хора создано 2 вокальных ансамбля: женский и мужской. Именно они и окунули нас в мир классики. 

Звучал, к примеру, один из ранних романсов Римского-Корсакова, написанный на стихотворение Александра Пушкина «На холмах Грузии», в котором удивительная гармония красоты природы и лирических переживаний. Была представлена, конечно же, и одна из любимых опер музыкального гения «Снегурочка». Это третья опера, которая открывает уже зрелый период творчества композитора. К слову сказать, работая над ней, Римский-Корсаков дважды ездил в Москву встретиться с Островским и обсудить с ним варианты изменения пьесы, чтобы они подходили для оперного либретто. Слушателям были подарены также арии Снегурочки, которые ярко рисуют героиню. Это и сердечное тепло, которое она испытывает, слушая песни Леля, и её живую, беззаботную, ребячливую натуру. Была представлена и ария царевны Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане». В этот день звучала музыка как самого Николая Андреевича, так и его друзей, учеников, его предшественников, современников и последователей.

В мир оперы

Позвала выставка, на которой впервые представлены эскизы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова из фондов научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Как сказала старший научный сотрудник музея Раиса Алексеева, пока подготовлена часть выставки, полная будет развёрнута позднее. 

Раиса Михайловна отметила, что опера – синтетический жанр музыкального искусства. Его успех зависит от многого, ведь в театральном действии объединяется драматургия, поэзия, вокальная и инструментальная музыка, миманс и изобразительное искусство. Николай Андреевич жил в то время, когда был расцвет искусства создания костюмов и декораций. И он сотрудничал с лучшими художниками, среди которых братья Васнецовы, Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Коровин и др. Задача художника – погрузившись в оперу, почувствовать её, создать обстановку, передать характеры героев. Мастера кисти создают эскизы, на основании которых потом создаются декорации и костюмы. Иногда эти эскизы становятся самостоятельными художественными произведениями. На выставке, открывшейся в Вешаче, представлены работы художницы Мариинского театра Нины Тихоновой. Нина Алексеевна создавала декорации к очень многим спектаклям. Вниманию жителей и гостей Плюсского района предложена её дипломная работа, которую, к слову, она сдала на «отлично», учась в художественной академии в Петербурге.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – это исключительное событие в музыкальной жизни России. Жанр этого произведения до конца не определён: литургическая опера, легенда, сказание. В основу положены мифологические истории. Как утверждает легенда, это случилось в заволжских лесах. Китеж, который или погрузился в воду, или стал невидим, скрывшись от врага, но устоявший, не сдавшийся. И легенда о Февронии. Римский-Корсаков пишет оперу в 1904 г. Начало века. Ещё впереди история с невероятными, подчас катастрофическими событиями. Композитор словно предчувствует их. В опере есть некий пророческий смысл.

Рассматриваешь работы Тихоновой и словно погружаешься в историю, а расположение картин помогает вспомнить сюжет оперы. Вот лес, избушка и Феврония, которая живет в гармонии с миром и собой. Княжич Всеволод, поражённый её мудрости, удивленный её отношению к природе, как к «Церкви Божией». Гришка Кутерьма, воплощающий не лучшую часть русского народа. Китеж, старинный русский город с его неповторимой деревянной архитектурой. Смотрят с картин и могучие русичи, и богатыри татарские. Много придётся пережить Февронии. Но она найдёт в себе силы совершить молитву во спасение Китежа. Не гибнет город от рук врага, а погружается в туман и исчезает. Китеж-град становится символом духовного спасения. На картине, автор которой уже другая художница, Дарья Янова, показан преображённый Китеж, и свадьба Февронии и Всеволода в городе, который они заслужили своим жизненным подвигом. 

О силе русского духа

В 1904 г., когда Николай Андреевич работал в Вечаше над этой оперой, в усадьбе появилась на свет его внучка Ирочка. Рассказывая об этом, Раиса Алексеева показывает старые фотоснимки: «Вот фотография: на крыльце нашего дома нянюшка держит на коленях Ирочку Троицкою, которая потом станет Ириной Головкиной. Вот Ирочка и её сестра Людмила, а вот они с мамой». Судьба у них была очень непростой. Людмила откажется предать подругу и её арестуют, сошлют по этапу и она умрет в ГУЛАГе. По прошествии многих лет Ирина напишет книгу «Лебединая песнь», в которой расскажет о судьбах русской интеллигенции в сталинское время. Книга автобиографична, несмотря на то, что это художественное произведение. И здесь нашла отражение опера о силе русского духа в период испытаний. Когда главная героиня умирает, пройдя через мясорубку, связанную с арестами, пытками, она слышит музыку – «Сказание о невидимом граде Китиже». Эта книга наполнена духовной мощью, энергией, выдержавших тяжелые испытания и не изменивших самим себе.

Круги ада прошёл и Виктор Янов, материалы и документы из личного архива которого легли в основу выставки «Величие духовного подвига». Виктор Семёнович был не художником, а физиком и инженером. Хотя рисовал с детства. Он предпринимал попытку поступить в Академию художеств. Увы, не получилось. Но и выбрав технический профессиональный путь, рисовать он не переставал. До войны возглавлял кафедру физики в Архангельском лесотехническом институте, выпускником которой был. В 1941-м его назначили начальником на один из заводов для организации производства осколочных мин. В 1942-м за выполнение плана на 600% представили к правительственной награде. Но вместо награды и премии Янов получил приговор суда: 10 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах за «антисоветский саботаж».

Рисунки, созданные Виктором Семёновичем в ГУЛАГе, представлены на выставке. Работы эти очень психологичны, с подтекстом. Смотришь на портреты изображённых им людей и невольно начинаешь задумываться над тем, кем они были, как сложилась их жизнь, смогли ли они выйти или сгинули в лагерях. Интересны и его натюрморты, на обратной стороне которых письма младшему сыну (ему было полмесяца, когда отца забрали). На натюрмортах Янов изображал то, что передавала ему жена: яблоки, булочки. Прежде чем съесть, он рисовал. Изображал всё, что спасало в небытии. Но надо сказать, что этот человек не был раздавлен обстоятельствами. Пройдя круги ада, сделал вывод: человеческая жизнь – это прежде всего жизнь духа, способность человека к созиданию, несмотря ни на какие обстоятельства, способность к сопереживанию и любви к людям при любых условиях. Это есть и секрет выживания. 

…Когда Николай Андреевич писал пророческую оперу о силе духа, он чувствовал, что она нужна и его потомкам. Римский-Корсаков занимал в жизни чёткую гражданскую позицию, имел собственное мнение и никогда не заискивал с властью. В 1905 г., когда произошла революция, весь Петербург был взбудоражен. Студенты консерватории, где он преподавал, тоже бастовали. Они выдвинули ряд требований администрации, с которыми Николай Андреевич был согласен. И когда студенты обратились к нему с предложением поставить оперу «Кощей Бессмертный» (сатирическая вещь, «осенняя сказочка» с глубоким подтекстом), которая должна была стать диалогом с властью, он согласился. Мало того, сам дирижировал. За это, в частности, он был отстранён от преподавания и приехал на Псковщину, задавая себе сложные вопросы: что происходит со страной? А в 1907 г. в Любенске он пишет оперу «Золотой петушок», художественную сатиру на существующую власть. 

175 лет со дня рождения Римского-Корсакова. Если бы он жил в наше время, какую бы оперу он написал?

А. Пугачёва. Фото В. Шимельпфениг. 

Доверим планшету
21 марта 2019
Граждане смогут оформить доверенности в электронном виде
Благодарим!
21 марта 2019
Благодарим!
Дарение или завещание?
21 марта 2019
Разобраться в юридических тонкостях поможет нотариус
Диплом за участие в конкурсе — большая удача для нашего земляка
21 марта 2019
Диплом за участие в конкурсе — большая удача для нашего земляка
Достойный выбор достойных людей!
21 марта 2019
Затрагивая тему военной службы по контракту в Вооружённых силах РФ, стоит отметить, что она не утратила своей актуальности и в настоящее время.
Двухэтажные сараи вспыхнули как спичка, а виной тому — детская шалость
21 марта 2019
По оперативным данным ОНД и ПР по Плюсскому и Стругокрасненскому районам на 15 марта 2019 г., в Плюсском районе обстановка с пожарами относительно стабильная. За 2,5 месяца зарегистрированы 10 пожаров, в которых пострадали 2 человека. Прямой ущерб от возгораний составил 400 тыс. руб.