Об исцелении слепца Вартимея
В Евангельском чтении мы читаем, как Господь, приближаясь к Иерихону, совершил чудо исцеления слепого человека (Лк. 18; 35-43). Этот сюжет, вероятно, для многих из нас хорошо известен, но он глубоко назидателен, и поэтому неслучайно Святая Церковь ещё и ещё раз обращает на него наше внимание.
Святой апостол и евангелист Лука повествует, как Господь идёт в Иерихон, и у ворот этого города сидит слепой человек, которого евангелист Марк именует Вартимеем и он слышал, что по Галилее ходит Великий Учитель, который не только совершает исцеления, но и воскрешает мертвых. Можно предположить, что некое зерно веры в Этого Великого Чудотворца зародилось в его сердце. И вот, сидя у Иерихонских ворот, Вартимей слышит, что к городу приближается Иисус, приближается Тот, Кто может даровать ему зрение. И сейчас он понимал, что это, может быть, единственная возможность, единственный шанс предоставляется ему в жизни. Когда шум толпы, сопровождающей Христа, стал приближаться, и слепец понял, что Христос где-то близко, он стал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Но люди, находящиеся рядом в этот момент, говорили ему: «Что ты утруждаешь Учителя? Зачем ты так кричишь?» Но, несмотря на это, он ещё громче продолжал кричать: «Сын Давидов! Помилуй меня». И услышал Христос, как Он всегда слышит, когда человек обращается к Нему. Иисус, остановившись, попросил, чтобы подвели к Нему слепого. И когда Вартимей подошёл, Господь спросил: «Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! Чтобы мне прозреть». Христос говорит ему на это: «Прозри! Вера твоя спасла тебя». С этого момента, как повествует Евангелист, Вартимей стал видеть и пошёл за Христом вместе с окружающими Его, прославляя Бога.
В этом евангельском сюжете мы усматриваем не только чудо исцеления, но и другой весьма полезный и назидательный для нас пример — пример глубочайшей, горячей веры, которую проявил этот слепой по отношению ко Христу. Слепота физическая для него не стала препятствием к духовному прозрению. Научаясь у этого слепца, и мы должны стремиться к духовному прозрению. Будучи зрячими телесно, мы часто находимся в духовной слепоте, не замечая своего внутреннего духовного состояния, не видя своих грехов. Хорошо по этому поводу сказал митрополит Антоний Сурожский: «И мы слепы: слепы в своей жизни, слепы в сложной жизни других, кто с нами связан; слепы в понимании путей Божиих в истории, слепы по отношению к отдельным лицам и к целым группам людей — верующим, неверующим, своим, чужим; к своим так же слепы, как и к чужим...».
Поэтому нам необходимо, подобно слепцу Вартимею, прозреть духовно. И прозреть нам надо во многих отношениях. Нам надо научиться видеть в себе зло, которое делает нас мелкими, недостойными даже человеческого звания, не говоря уже о том, что оно нас делает не способными приобщиться нашему Спасителю. Но мы должны также научиться видеть в себе образ Божий, ту святыню, которую вложил в нас Господь и которую мы должны уберечь, укрепить через подвиг всей жизни. Мы должны также научиться по-новому вглядываться в нашего ближнего. Мы слишком легко видим его недостатки и ошибки; мы должны научиться так всматриваться в каждого нашего ближнего, чтобы увидеть в нём этот святой, Божественный образ, и научиться трепетно относиться к каждому человеку вокруг нас.
Постараемся же стремиться к духовному прозрению, чтобы и нам, как и евангельскому слепцу Вартимею, благодарить Господа за Его милости.
(Троицкий листок)
Настоятель храма Покрова Божией Матери
д.Озера
священник Евгений Михайлов