Как эстонцы на новоржевской земле оказались
В конце XIX – начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель, неурожаями и в поисках лучшей жизни стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном и юго-восточном направлениях, в том числе и в окрестности Новоржева.
Хуторские поселения
В основном эстонские переселенцы жили на хуторах, которые сами строили после того, как покупали или брали в аренду участок земли. Хутора зачастую назывались по фамилии владельцев.
К 1900 году в Новоржеве и его окрестностях проживали 538 эстонцев. К 1925-му в Новоржевском уезде было уже 700 эстонцев. Наконец, к марту 1922 года на новоржевской земле насчитывалось примерно 1500 эстонцев. В основном это были хуторяне - владельцы небольших домов, служащие советских учреждений и ремесленники. Тогда в экономическом плане новоржевские эстонцы-поселенцы являлись в большинстве своем зажиточными людьми. Кстати, в Новоржевском уезде жили также и латыши (начавшие переселяться в эти края с 1845 года), коих к 1912 году было 600 человек. После заключения Тартуского мирного договора между Советской Россией и Эстонской Республикой многие эстонцы вернулись на историческую родину.
Известный русский писатель и журналист Анатолий Фаресов, ежегодно посещавший с конца XIX века Новоржевский уезд и побывавший в его самых глухих уголках, в «моховом крае», как он его называл, оставил в своих рассказах интересную информацию об эстонских-переселенцах в этот край. В рассказе «Моховик» Фаресов описывает эстонских хутор в окрестностях деревни Марыни Новоржевского уезда, «огривок с чухнами» и быт хуторской избы. В доме располагалась печь без трубы, сложенная из булыжников и камней, обмазанных глиной. В стене имелось отверстие – отдушина, откуда дым выходил на улицу. В комнате стояли два чурбана с деревянными чашками, в которых лежал хлеб. Пол в жилище был земляной. Обстановка – крайне бедная. Эстонец, трудившийся на помещика Запрягаева, угостил писателя бобами и напоил водой. В округе жили ещё 20 эстонских семей, «европейских китайцев» по меткому выражению писателя. Когда они вышли из эстонского жилища, собеседник Фаресова многозначительно воскликнул: «И ничего-то этому чухне не надо! Был бы хлеб да табак, а за солью он и в деревню к нам сходит попросить горстку или две… Найдет себе бабу и живет с нею, как крот в норе. Без хорошей, брат, бабы – тоже он не просуществовал бы… Баба у него – первая статья в хозяйстве». Так пишет о нелегкой жизни эстонцев писатель Анатолий Фаресов.
Дом молитвы для переселенцев
В августе 1894 года была освящена Новоржевская евангелическо-лютеранская церковь. Как тогда писала одна из эстонских газет, в течение 30 лет приход заметно увеличился. Появилась потребность в новой церкви. Деньги на строительство кирхи стали собирать с 1869 года, но ее возведение началось только через 22 года... В день освящения богослужение прозвучало на немецком, латышском и эстонском языках.
Евангелическо-лютеранская церковь на дореволюционной фотографии.
Фото из архивных документов.
Под Новый 1922 год среди новоржевских эстонцев пошел слух о скором визите нового пастора из Петрограда. Люди обрадовались – сварили пиво, забили свиней. Когда наконец пастор прибыл, перед церковью образовалась целая очередь! Прихожане принесли пастору «за прощение грехов» 20 пудов муки, 3,5 пуда свинины, 5,5 пудов масла и один пуд меда. На следующий день священнослужитель уехал по дороге в сторону Петрограда. Всё бы ничего, да после этого вдруг обнаружилось, что пастор-то - ряженый, и не пастор он вовсе, а на поверку оказалось, что обычный мошенник... Здание лютеранской церкви продолжало стоять в Новоржеве и к лету 1926 года.
Культурно-просветительская работа
Эстонцы посещали русские школы, так как эстонской школы в Новоржеве не было. Эстонская школа находилась в деревне Кудеверь Новоржевского уезда. Кудеверские эстонцы и были самыми передовыми в части культурно-просветительской работы. В январе 1925 года они провели в Леховской эстонской школе общее собрание эстонских поселенцев. В нем приняли участие 40 человек. Собрание постановило организовать в духновской читальной комнате эстонское отделение, учредить при эстонской школе кружок друзей газеты «Эдази», выходившей в межвоенный период в Ленинграде на эстонском языке и выбрать организаторов кружка.
На службе в русской армии
Более 40 человек эстонцев насчитывалось и в 14-й роте 269-го Новоржевского пехотного полка во время Первой мировой войны. Этот полк был развернут в Пскове в июле 1914 года и комплектовался в том числе запасными Новоржевского уезда. Эстонские газеты следили за эстонскими военнослужащими данного полка и публиковали в газетах информацию об убитых, раненных, попавших в плен и пропавших без вести.
Под репрессией
В годы массовых сталинских репрессий многие новоржевские эстонцы пострадали. В их числе были портной Владимир Мейнерт (1899 г.р.), безработный Давид Клаусман (1887 г.р.), бухгалтер Иван Русс (1900 г.р.), колхозница Мария Саар (1892 г.р.), крестьянин-единоличник Иван Парц (1882 г.р.), мельник Иван Тамме (1903 г.р.) и другие. Впоследствии все они были реабилитированы.
В настоящее время эстонцы крайне незначительно представлены среди населения Новоржевского района Псковской области в связи с естественной ассимиляцией и миграцией. По результатам Всероссийской переписи населения лишь два человека идентифицировали себя как эстонцы. Однако, среди жителей района встречается немало фамилий эстонского происхождения, что позволяет нам говорить о том, что их предки являлись эстонцами-переселенцами в новоржевский край.
Новоржевские эстонцы внесли свою лепту в историю и культуру многонационального Новоржевского района, а также России в целом. Что же касается примеров эстонских фамилий, встречающихся в Новоржеве и Новоржевском районе, то вот они: Вейберг, Гольм, Ивва, Рейхман, Тальдрик, Удэль, Упит.
Сергей Тамби.
Сергей Тамби родился в Ленинграде. После обучения на факультете Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета окончил магистратуру Тартуского университета в Эстонии и магистратуру МГИМО МИД России в Москве. Работает переводчиком с эстонского языка на русский язык.
В течение длительного времени жил у дедушки в Псковской области и много путешествовал по региону.
Несколько лет назад, благодаря владению эстонским языком, начал изучать историю эстонских поселений России, проводил научные изыскания по истории поселений эстонцев Псковской и Ленинградской областей, эстонской диаспоры в Санкт-Петербурге и Москве.
«Мне нравится город Новоржев и Новоржевский район, их достопримечательности и богатая история, поэтому заниматься историей новоржевских эстонцев мне было интересно. В настоящее время в отечественной и зарубежной историографии комплексное исследование по новоржевским эстонцам-переселенцам отсутствует. Данная работа написана в том числе на основе редких архивных документов».