«В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу» Д.С.Лихачёв
Впоследствии, до настоятельства в Невеле, отец Порфирий являлся казначеем Полоцкого Богоявленского монастыря и экономом Полоцкого архиерейского дома. Другие монахи – иеромонах Пётр (Павел Запольский), до перехода в Невельский монастырь являлся членом братства Свято-Троицкой Сергиевой лавры, экономом Черниговского архиерейского дома и состоял в братии Виленского Свято-Духова монастыря, в Невельском монастыре он являлся казначеем, иеромонах Смарагд (Симеон Петрович Блажевич) являлся вдовым диаконом, служившим в т.ч. и в соседнем Себежском уезде (в Покровской церкви погоста Томсино и Христорождественском соборе города Себежа) и постриженником Полоцкого Богоявленского монастыря (с 14 сентября 1880 года), иеромонах Антонин (Андрей Иванович Тимофеев) являлся постриженником (с 8 октября 1882 года) Харьковского архиерейского дома, а впоследствии иеромонахом Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря, иеромонах Амфилохий (Александр Леонтьевич Полётов) является постриженником Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (с 28 сентября 1875 года, послушник с 20 мая 1870 года, проходил там клиросное послушание), до перехода в Невельский монастырь, где он был ризничим, он являлся иеромонахом Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря, иеромонах Платон (Павел Григорьевич Олифер) до перехода в Невельский Спасо-Преображенский монастырь являлся постриженником (с 18 марта 1901 года) и иеромонахом (с 12 марта 1906 года) Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря, иеромонах Рафаил (Роман Калинкин) постриженник Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря (с 6 октября 1896 года, в послушниках с 12 июня 1893 года) и иеродиакон Феодорит (Фёдор Иванович Семов) также являлся постриженником Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря (с 26 марта 1879 года).
Таким образом, можно сказать о том, что школой монашеской жизни для монашествующей братии Невельского Спасо-Преображенского монастыря являлись крупные монастыри центральной России, но в большинстве своём – Витебский Свято-Троицкий Марков монастырь. В указанные годы в списках фигурирует 21 послушник, поступивший в монастырь в период с 30 октября 1903 г. по 10 декабря 1907 г. Стоит отметить, что большинство послушников имело своё происхождение из соседнего с Невельским Городокского уезда Витебской губернии, однако же обучалось в народных училищах Невельского уезда. Два послушника, а именно пономарь Иван Георгиевич Горенков (1888 - ?) поступивший в монастырь 30 октября 1903 года из Шульговской церковно-приходской школы и певчий Максим Онисимович Стуканов (1880-1937), окончивший Войханскую второклассную церковно-приходскую школу и ставший послушником 15 августа 1906 года впоследствии стали священниками и подверглись репрессиям.
Также отметим, что в Российском государственном историческом архиве сохранился послужной список архимандрита Гамалиила (Георгия Николаевича Никольского), составленный в 1895 году. Из него следует, что в 1848 году он окончил курс Тульской Духовной семинарии, после чего был зачислен в число братства Новосильского Свято-Духовского монастыря, где был пострижен в монашество 20 сентября 1853 года, а через полгода, 11 марта 1854 года рукоположён во иеромонаха, прослужив там 20 лет, он перешёл в Полоцкую и Витебскую епархию, где нёс послушание наместника и казначея Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря и благочинного Полоцкого Богоявленского монастыря, также он замещал настоятелей этих монастырей во время их отлучки в Санкт-Петербург. Личные качества отца Гамалиила явились причиной назначения его в ноябре 1876 г. «членом особой комиссии, учреждённой вследствие возникших в Вербиловском монастыре беспорядков с предписанием иметь наблюдение за братией и богослужением и вести в оном монастыре ежедневное хозяйство», где он пробыл до ноября 1879 г. 21 декабря 1889 года он был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского монастыря с возведением 28 января 1890 года в сан архимандрита «во внимание к долговременной усердно полезной службе», пробыв в этой должности вплоть до своей смерти в 1900 году.
Как сложилась судьба указанных монашествующих, имевших священный сан, сказать трудно, однако при произведённом гипертекстовом поиске в поисковых системах Yandex и Google каких-либо сведений о них не встречено, за исключением упоминания об участии игумена Порфирия (Рогозинского) и иеродиакона Феодорита (Семова) в освящении деревянной Свято-Троицкой церкви, состоявшемся 29 августа 1906 года.
Продолжение в газете "Невельский вестник"