Кто в лесу живет
Актуальной проблемой нашего времени является взаимодействие человека с природой. Педагоги много внимания уделяют этой теме и с раннего возраста учат детей любить и оберегать природу. Уже в детском саду дети знают, что лес – это наше богатство и его надо охранять.
В рамках года экологии дети на протяжении трех месяцев участвовали в проектной деятельности «Наш лес». Совершали экскурсии в лес, рисовали плакаты на тему «Берегите лес», читали книги о лесе и его обитателях, рассматривали репродукции известных художников о природе, изучали правила поведения в лесу.
Результатом проекта стало открытое занятие, посвященное году экологии, в подготовительной группе № 13 детского сада «Солнышко». В гости были приглашены воспитатели и специалисты дошкольного образования, педагоги сельских детских садов и центра дополнительного образования, а также специалиста центра социального обслуживания населения района.
Началось занятие с воспоминания о том, как дети ходили в лес. Воспитатель Оксана Викторовна Горюнова, её помощница Сова подготовили для ребят различные задания. Детям предложили выбрать эмблемы с изображением шишек, орехов и желудей и прикрепить к себе. Таким образом, получилось три команды: «Шишки», «Орехи» и «Желуди». Капитанами стали те, кто правильно ответил на большее количество вопросов о лесе.
Итак, команды созданы, капитаны выбраны, викторина началась. Всем раздали соответствующие команде карты: «Желуди» - карта смешанного леса, «Шишки» - карта хвойного леса, а «Орехи» получили карту лиственного леса.
Первое задание «Звериные тропы». На каждой карте нарисованы следы животных. Нужно определить, чьи это следы и прикрепить к ним фигурки соответствующих зверей. Дети бурно обсуждали задание и наперегонки приклеивали к карте картинки животных. Правильность проверяла помощница Сова. В итоге все команды успешно справились с заданием.
Второе задание «Деревья». На магнитной доске - картинки с изображением различных деревьев. Задача каждой команды определить вид и расположить на карте в соответствии с прикрепленными животными - кабан в дубраве, медведь в бору, заяц в осиннике и так далее. Попутно дети отвечали на вопросы: куда направляются животные, куда ведет звериная тропа, что звери делали в лесу. И снова все команды справились с заданием.
Задачи, поставленные перед ребятами, сложные, дети устали, и Оксана Викторовна предложила отдохнуть. Получилась своеобразная музыкальная пауза – дети хором исполнили песню, главными героями которой были олень, волк, заяц.
Но в лесу живут не только животные. Третье задание называлось «Рассели птиц». Его разделили на три части: узнай птицу по голосу, по силуэту и по описанию. Ребята внимательно слушали голоса, всматривались в силуэты и слушали описание птиц и называли их.
А кого еще можно встретить в лесу? Оксана Викторовна предлагает детям прикрепить на карту остальных обитателей леса: грызунов, насекомых и пресмыкающихся, а также растения: грибы, ягоды и травы. Карты готовы!
Дети соединяют все три части. Получилось очень красиво. Ребята остались довольны своей работой. Сова одобрительно мигнула глазами.
Викторина завершилась волшебным угощением от хозяина леса – Лесничего. Малыши не скрывали своего искреннего восторга.
Занятие оказалось увлекательным и познавательным не только для детей, но и для взрослых. Каждый узнал что-то новое о нашем крае, лесе и его обитателях.