ВСЕ МЫ, КТО ИЗ СТАРШИХ ПОКОЛЕНИЙ, СНОВА ОТСТАЁМ ОТ НАШЕЙ МОЛОДЁЖИ
Впрочем, как рассказали нам в школе, первые попытки создания роботов буквально, как говорят, «на коленке» уже были предприняты силами учеников, которых вокруг этой идеи объединил энтузиаст, преподаватель технологии В. М. Пиманов. Тогда решили поставить на управляемые электронным мозгом колёса. . . системный блок от обычного компьютера. Вот ещё один показатель смекалки наших людей: на колёса поставить обычный системный блок – до этого надо додуматься. Но, к сожалению, В. М. Пиманов рано ушёл из жизни. Однако интерес к новому делу он заронил. В декабре прошлого года другой энтузиаст – преподаватель информатики Н. Н. Вязовченко - решилась откликнуться на предложение поучаствовать в областном конкурсе. Такие предложения пришли и в другие наши школы. Но отклик из района, насколько мы знаем, в Псков был направлен один. И победа! Стоимость полученного комплекта и сопроводительной литературы составила, между прочим, около 400 тысяч рублей. Теперь в школе дело создания роботов сильно упростилось. Вот детали, вот электронные блоки – собирай, как из конструктора. Но! Вся сложность и весь интерес для головастых учеников в том, чтобы не детальки собрать в один механизм, а чтобы, вставив в конструкцию электронный блок, научить механизм действовать самостоятельно. Заметьте, речь не о телеуправлении, а о том, что машинка сама будет действовать в соответствии с поставленной задачей. Для этого нужны не только умелые руки учеников, но и их «продвинутая» голова. Ведь робототехника начинается с сидения у большого компьютера, на котором составляются программы действий робота. Даже если это азы того, что называется модным сейчас сочетанием : «искусственный интеллект». Вот на что замахивается сейчас молодёжь – на такие «игрушки». Которые могут видеть, изучать окружающее пространство с помощью ультразвуковых локаторов и на основании полученной информации самостоятельно планировать свои действия.
Наталья Константиновна Вязовченко рассказала нам, что, узнав про коробки с будущими роботами, в класс информатики зачастили не только старшеклассники, но и мелкота из начальных классов. Всем интересно! Все хотят попробовать. И, думается, вот эти младшеклассники, когда подрастут, будут как обычным делом заниматься тем, к чему нынешние старшеклассники подходят осторожно, шаг за шагом. А пока на них, этих первых школьных «робототехников», смотрят с большим уважением.
На снимке мы показали первопроходцев: Илью Покровского, Вадима Ефимова, Павла Покиньчереда. Наталья Константиновна Вязовченко стоит позади. На снимке это малозаметно. Но каждый блок, электромотор маленьких роботов соединены многочисленными кабелями, которые сходятся к голове – коробочке наверху. Вычислительная мощность её такова, как у больших компьютеров, положим, двадцатилетней давности. А пятьдесят лет назад во всём мире не было компьютеров, сравнимых с этой коробочкой по мощности. Прогресс, однако!
Парни собирают первые умные машинки, закладывают в их электронные головы первые знания. Испытанием станут скорые областные соревнования новорожденных в третьей школе роботов. Знайте, состязания в интеллекте подобных машинок бывают даже международными. Роботы должны побеждать в схватках друг с другом или выполнять сложные манёвры, чтобы достичь поставленной цели. Об итогах соревнований , в которых примут участие роботы, обученные в Печорах, мы расскажем.
Ну а мы, люди старших поколений? Нам будет легче, придём на всё готовенькое. Ведь чаще и чаще слышим выражение «умный дом», в котором роботы будут выполнять всё более сложные задачи, обеспечивающие наш быт. И кто знает, своё слово в обустройстве этого быта не скажут ли первые печорские робототехники, кто пока учится в школе?
С. МАРКЕЛОВ.
Фото автора.